Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕПО́РСКАЯ

Авторы: А. С. Шатских

ЛЕПО́РСКАЯ Ан­на Алек­сан­д­ров­на (1.2.1900, Чер­ни­гов – 14.3.1982, Ле­нин­град), рос. жи­во­пи­сец, ди­зай­нер. Учи­лась в Псков­ском ху­дож. уч-ще (1918–1922) у А. А. Ра­да­ко­ва, А. Я. Бру­скет­ти-Мит­ро­хи­ной, А. И. Та­ра­на, в пет­рогр. Вху­теи­не (1922–25) у К. С. Пет­ро­ва-Вод­ки­на, А. И. Са­ви­но­ва, В. А. Си­най­ско­го. В 1925–26 учи­лась и ра­бо­та­ла в Ин-те ху­дож. куль­ту­ры (Гин­хук) под рук. К. С. Ма­ле­ви­ча.

А. А. Лепорская. «Псковитянка». 1930 (1932–34?). Русский музей (С.-Петербург).

Ран­ние кар­ти­ны Л. сви­де­тель­ст­ву­ют об ус­вое­нии приё­мов ев­роп. иск-ва, от им­прес­сио­низ­ма до ку­биз­ма («На­тюр­морт с рюм­ка­ми», 1924, «Жен­щи­на с кув­ши­ном», 1927, обе – ГТГ, и др.). В нач. 1930-х гг. вы­ра­бо­та­ла собств. сти­ли­сти­ку, вос­хо­дя­щую к су­пре­ма­тиз­му, соз­да­ла свои луч­шие кар­ти­ны: «Пско­ви­тян­ка» (1930 или 1932–34, ГРМ), «Жен­щи­на с ва­зой» (ГТГ), «Жни­цы» (Моск. центр ис­кусств; обе 1932–34), «Пётр и Па­вел» (1933, там же). В ра­бо­тах по де­кора­тив­но-цве­то­во­му оформ­ле­нию ин­терь­е­ров со­труд­ни­ча­ла с К. С. Ма­ле­ви­чем (Крас­ный те­атр в Ле­нин­гра­де, 1931) и со сво­им му­жем, Н. М. Суе­ти­ным (па­виль­о­ны СССР на Все­мир­ной вы­став­ке 1937 в Па­ри­же, на Ме­ж­ду­нар. вы­став­ке 1939 в Нью-Йор­ке); ра­бо­та­ла са­мо­стоя­тель­но (па­виль­он «Ле­нин­град» на ВСХВ в Мо­ск­ве, 1939–40). С 1942 на Ле­нингр. фар­фо­ро­вом за­во­де соз­да­ва­ла скульп­тур­ные мо­де­ли фар­фо­ро­вых ваз, кув­ши­нов, сер­ви­зов и др.

Лит.: Ле­пор­ская А. А. (Кат. вы­став­ки). Л., 1977; Жа­до­ва Л. Бе­лый фар­фор А. Ле­пор­ской // Де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ст­во СССР. 1979. № 6; Ти­хо­ми­ро­ва М. А. А. А. Ле­пор­ская. Л., 1979; Со­вет­ское ис­кус­ст­во 20–30-х го­дов. (Кат. вы­став­ки). Л., 1988; Бас­нер Е. В. Жи­во­пись А. Ле­пор­ской // В кру­ге Ма­ле­ви­ча. СПб., 2000.

Вернуться к началу