ЛАРЖИЛЬЕ́Р
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАРЖИЛЬЕ́Р (Largillierre, Largillière) Никола де (крещён 10.10.1656, Париж – 20.3.1746, там же), франц. живописец. Учился в Антверпене у А. Губо (с 1668); в 1675–79 жил в Лондоне, где был учеником и помощником П. Лели. В ранний период творчества исполнял преим. натюрморты в стиле голл. живописи 17 в. В 1679 вернулся в Париж, где пользовался покровительством Ш. Лебрена. Избран чл. Королевской академии живописи и скульптуры (1686) за парадный портрет Лебрена (Лувр, Париж); канцлер (с 1733), директор (в 1734–35 и 1738–42) и ректор (в 1735–38) академии. Автор многочисл. виртуозных по исполнению портретов (всего ок. 1500) представителей парижского высшего общества («Камергер де Монтаргю», КГ, Дрезден), духовенства, финансистов, писателей и художников; особенно известен как автор женских портретов, наделённых изяществом и очарованием («Красавица из Страсбура», 1703, Музей изящных искусств, Страсбур). В творчестве Л. ощутимо влияние П. П. Рубенса и А. ван Дейка; он перенёс во Францию традицию голл. групповых (корпоративных) портретов («Заседание в Парижской ратуше по поводу обсуждения места установки статуи Людовика XIV», 1689, картина погибла при пожаре в 1793; эскизы – Эрмитаж, С.-Петербург; Лувр).
Интимные портреты Л. отмечены точностью индивидуальных характеристик («Наставник и ученик», 1685, Нац. галерея искусств, Вашингтон; «Семейный портрет», ок. 1718–20, Лувр, Париж; портреты Вольтера, 1718, Музей Карнавале, Париж, и ок. 1724–25, Версальский дворец). Пейзажные фоны и переливчатый пастельный колорит живописи Л. предвосхищали иск-во рококо и оказали значит. воздействие на развитие европ. портрета 18 в. Исполнял также картины на историч. и религ. темы.