Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАОКОО́Н

Авторы: А. В. Стрелков
"Гибель Лаокоона и его сыновей". Копия работы родосских скульпторов Агесандра, Афанодора и Полидора. Мрамор. Сер. 1 в. до н. э. (скульптурная группа реставрирована в 1-й пол. 16 в. Дж. Монторсоли и др... Фото В. М. Паппе

ЛАОКОО́Н (Λαοϰόων), в греч. ми­фо­ло­гии тро­ян­ский про­ри­ца­тель или жрец. На ис­хо­де Тро­ян­ской вой­ны ахей­цы по со­ве­ту Одис­сея унич­то­жи­ли свой ла­герь и от­плы­ли от бе­ре­гов Троа­ды, ос­та­вив со­ору­жён­но­го ими ог­ром­но­го де­рев. ко­ня, внут­ри ко­то­ро­го спря­та­лись вои­ны. Ко­гда тро­ян­цы об­су­ж­да­ли, как им по­сту­пить с этим ко­нём, толь­ко Кас­сан­д­ра и Л. пы­та­лись пре­дот­вра­тить бе­ду, пре­ду­пре­ж­дая о ко­вар­ст­ве вра­га. Во вре­мя со­вер­ше­ния Л. жерт­во­при­но­ше­ния По­сей­до­ну из мо­ря вы­полз­ли две ог­ром­ные змеи, ко­то­рые рас­тер­за­ли двух его сы­но­вей и за­ду­ши­ли са­мо­го Л., бро­сив­ше­го­ся на по­мощь де­тям. Свер­шив это, змеи ук­ры­лись у ног ста­туи Афи­ны в её хра­ме. По­ра­жён­ные слу­чив­шим­ся, тро­ян­цы по­спе­ши­ли дос­та­вить де­рев. ко­ня в го­род, что и ста­ло при­чи­ной ги­бе­ли Трои. Су­ще­ст­ву­ют иные ва­ри­ан­ты ми­фа, объ­яс­няю­щие ги­бель Л. Сю­жет о де­рев. ко­не впер­вые упо­ми­на­ет­ся в «Одис­сее» Го­ме­ра (VIII, 500–518); эти со­бы­тия из­ла­га­лись так­же в кик­ли­че­ской по­эме «Раз­ру­ше­ние Илио­на» (7–6 вв. до н. э.). Наи­бо­лее яр­кое во­пло­ще­ние миф о Л. на­шёл в по­эме Вер­ги­лия «Энеи­да» (II, 40–56, 200–231).

Сю­жет о Л. от­ра­жён в ан­тич­ном изо­бра­зит. иск-ве (пом­пей­ские фре­ски, рель­ефы, ва­зо­пись и т. д.). Зна­ме­ни­тая эл­ли­ни­стич. мра­мор­ная груп­па «Ги­бель Лао­ко­она и его сы­но­вей» ро­дос­ских скульп­то­ров Аге­сан­д­ра, Афано­до­ра и По­ли­до­ра (сер. 1 в. до н. э.; ко­пия с брон­зо­во­го греч. ори­ги­на­ла 2 в. до н. э.; Ва­ти­кан­ские музеи) упо­ми­на­ет­ся Пли­ни­ем Стар­шим («Ес­те­ст­вен­ная ис­то­рия», XXXVI), ко­то­рый ви­дел её во двор­це имп. Ти­та. Об­на­ру­жен­ная при рас­коп­ках в Ри­ме в 1506, она бы­ла при­об­ре­те­на па­пой Рим­ским Юли­ем II и по­ме­ще­на во дво­ре Бель­ве­де­ра в Ва­ти­ка­не (в 1797 вы­ве­зе­на в Па­риж, воз­вра­ще­на в 1815). Груп­па по­слу­жи­ла про­то­ти­пом для по­сле­дую­щих во­пло­ще­ний ми­фа [Джу­лио Ро­ма­но, Эль Гре­ко – един­ст­вен­ная его кар­ти­на на ми­фо­ло­гич. сю­жет (1610–14, Нац. га­ле­рея иск-ва, Ва­шинг­тон), П. П. Ру­бенс и др.]; вос­про­из­во­ди­лась и в ка­ри­ка­тур­ном ви­де (Ти­ци­ан и др.). Ва­ти­кан­ская скульп­ту­ра из­вест­на так­же в ко­пи­ях Б. Бан­ди­нел­ли (мра­мор, 1520–25, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция) и Ф. При­ма­тич­чо (брон­за). Г. Э. Лес­синг в трак­та­те «Лао­ко­он, или О гра­ни­цах жи­во­пи­си и по­эзии» (1766) на ос­но­ве ана­ли­за это­го па­мят­ни­ка по­пы­тал­ся про­де­мон­стри­ро­вать прин­ци­пи­аль­ное от­ли­чие изо­бра­зит. ис­кусств от по­эзии.

Лит.: Haskell F., Penny N. Taste and the an­tique... New Ha­ven; L., 1981; An­dreae B. Lao­k­oon und die Gründung Roms. Mainz am Rhein, 1988.

Вернуться к началу