КОРНЕ́ЛЬ ДЕ ЛИО́Н
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
КОРНЕ́ЛЬ ДЕ ЛИО́Н, Корнель из Гааги [Corneille (Cornelis; Cornellye) de Lyon; Corneille de la Haye] (между 1500 и 1510, Гаага – похоронен 8.11.1575, Лион), франц. живописец-портретист нидерл. происхождения. О периоде обучения и юности художника ничего не известно. Работал в Лионе с 1533. Выявление в кон. 1970-х гг. авторства портрета Пьера Эмерика (1534, Лувр, Париж) позволило объединить в единый корпус произведений К. де Л. целый ряд близких к нему по стилистич. характеристикам портретов (всего ок. 160), находящихся во многих собраниях Европы и США.
В 1533 в Лионе К. де Л. исполнил портрет (не сохр.) королевы Элеоноры, второй жены короля Франциска I; в последующие годы приобрёл известность как придворный живописец сначала дофина (с 1541), позднее – королей Генриха II (1548), Франциска II и Карла IX; получил в 1547 франц. подданство. В 1551 венецианский посол Дж. Капелло описал увиденные им в мастерской художника портреты членов королевской семьи; в 1564 королева Екатерина Медичи посетила художника и восхищалась собств. портретом. Придворная аристократия и богатая лионская буржуазия также обеспечивали мастера заказами портретов; некоторые из них были выгравированы Ж. Ровилем уже в 1553 для кн. «Promptuarium iconum», изданной в Лионе. Ок. 1569 семья К. де Л. перешла из кальвинизма в католичество.
Продолжая портретную традицию Ж. Перреаля, К. де Л., несомненно, испытал влияние фламандской школы и Й. ван Клеве. Все его портреты выполнены маслом на дерев. доске; как правило, они малого формата, фон – всегда нейтральный (голубоватый или оливковый). На протяжении всего творчества художник сохраняет приверженность определённой композиц. схеме (поворот головы в 3/4, реже – анфас, при боковом рассеянном освещении слева). Лучшие портреты К. де Л. отмечены не столько проникновением в характер модели, сколько эффектной фиксацией её сиюминутного состояния – выражения лица и взгляда; быстрые мазки, тончайшие лессировки оставляют впечатление большой живости и непосредственности при очевидном сходстве, так высоко ценившемся заказчиками. Среди портретов: Анн де Монморанси, маршал Франции (1530-е гг., Музей изящных искусств, Бостон), Екатерина Медичи (1536, частное собрание), Клеман Маро (?) (ок. 1550, Лувр), «Женский портрет» (королева Клод ?) (ок. 1540, ГМИИ), Шарль де Ларошфуко (1550–55, Лувр).