КОРА́ЦЦИ АНТОНИО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРА́ЦЦИ (Corazzi) Антонио (17.12.1792, Ливорно – 26.4.1877, Флоренция), итал. и польск. архитектор. Учился в АХ во Флоренции у Г. М. Паолетти (1810–13) и Дж. дель Россо (1813–18). В 1818 по приглашению правительства Польши отправился в Варшаву. Тогда же по протекции С. Сташица стал членом правительств. совета по строительству; с 1820 гл. архитектор Комиссии внутр. дел и полиции.
В Польше К. реализовал ок. 50 своих проектов обществ., культовых и жилых зданий в формах позднего классицизма (преим. в Варшаве). Стиль построек К. соединяет в себе традиции польск. архитектуры эпохи короля Станислава Августа с сев.-итал. и франц. влияниями. Для работ К. характерно широкое использование скульптурной декорации. Среди ранних построек К. в Варшаве – дворец Головчица (1820) и здание Об-ва друзей науки (т. н. Дворец Сташица, 1820–23, разрушен в 1939–44, восстановлен в 1947–50; ныне Польская АН). Образец градостроит. деятельности К. – ансамбль Банковской пл. (1823–28, разрушен в 1944, восстановлен в 1950–1954), состоящий из зданий Гос. комиссии приходов и казны (ныне Ратуша), Польск. банка и Биржи, а также дворца министра финансов. Другой проект К. – комплекс Театральной пл., которую оформляет масштабное здание оперного театра («Театр Вельки», 1825–32, совм. с Х. П. Айгнером): центр. объём постройки фланкируют два крыла, связанные с ним колоннадой 1-го яруса. После Польск. восстания 1830–31 К. работал в осн. на частных заказчиков, возвёл ок. 20 гор. и загородных домов (дворец Раставецких в Долхобычуве близ Замосци, 1837, развивающий тему итал. виллы). Ок. 1838 К. занял пост архитектора школ Варшавского округа и проектировал образоват. учреждения (лицей в Радзымине, 1845). В 1841 по проекту К. в Варшаве был возведён памятник-обелиск генералам, сохранившим верность рос. императору и погибшим в нояб. 1830 в ходе Польского восстания (разрушен в 1917).
В 1845 К. вернулся в Италию; с 1847 проф. АХ во Флоренции. Создал проекты зданий парламента (1860) и пантеона Данте (1865) для Флоренции, театров для Копенгагена и Александрии (не реализованы). Работы К. оказали большое влияние на творчество польск. архитекторов сер. 19 в., а также на развитие классицистич. линии в архитектуре Польши вплоть до сер. 20 в.