Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОРА́ЦЦИ АНТОНИО

Авторы: Н. И. Фролова

КОРА́ЦЦИ (Corazzi) Ан­то­нио (17.12.1792, Ли­вор­но – 26.4.1877, Фло­рен­ция), итал. и польск. ар­хи­тек­тор. Учил­ся в АХ во Фло­рен­ции у Г. М. Пао­лет­ти (1810–13) и Дж. дель Рос­со (1813–18). В 1818 по при­гла­ше­нию пра­ви­тель­ст­ва Поль­ши от­пра­вил­ся в Вар­ша­ву. То­гда же по про­тек­ции С. Ста­ши­ца стал чле­ном пра­ви­тельств. со­ве­та по строи­тель­ст­ву; с 1820 гл. ар­хи­тек­тор Ко­мис­сии внутр. дел и по­ли­ции.

А. Корацци, Х. П. Айгнер. «Театр Вельки» в Варшаве. 1825–32.

В Поль­ше К. реа­ли­зо­вал ок. 50 сво­их про­ек­тов об­ществ., куль­то­вых и жи­лых зда­ний в фор­мах позд­не­го клас­си­циз­ма (пре­им. в Вар­ша­ве). Стиль по­стро­ек К. со­еди­ня­ет в се­бе тра­ди­ции польск. ар­хи­тек­ту­ры эпо­хи ко­ро­ля Ста­ни­сла­ва Ав­гу­ста с сев.-итал. и франц. влия­ния­ми. Для ра­бот К. ха­рак­тер­но ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние скульп­тур­ной де­ко­ра­ции. Сре­ди ран­них по­стро­ек К. в Вар­ша­ве – дво­рец Го­лов­чи­ца (1820) и зда­ние Об-ва дру­зей нау­ки (т. н. Дво­рец Ста­ши­ца, 1820–23, раз­ру­шен в 1939–44, вос­ста­нов­лен в 1947–50; ны­не Поль­ская АН). Об­ра­зец гра­до­стро­ит. дея­тель­но­сти К. – ан­самбль Бан­ков­ской пл. (1823–28, раз­ру­шен в 1944, вос­ста­нов­лен в 1950–1954), со­стоя­щий из зда­ний Гос. ко­мис­сии при­хо­дов и каз­ны (ны­не Ра­ту­ша), Польск. бан­ка и Бир­жи, а так­же двор­ца ми­ни­ст­ра фи­нан­сов. Дру­гой про­ект К. – ком­плекс Те­ат­раль­ной пл., ко­то­рую оформ­ля­ет мас­штаб­ное зда­ние опер­но­го те­ат­ра («Те­атр Вель­ки», 1825–32, совм. с Х. П. Айг­не­ром): центр. объ­ём по­строй­ки флан­ки­ру­ют два кры­ла, свя­зан­ные с ним ко­лон­на­дой 1-го яру­са. По­сле Польск. вос­ста­ния 1830–31 К. ра­бо­тал в осн. на ча­ст­ных за­каз­чи­ков, воз­вёл ок. 20 гор. и за­го­род­ных до­мов (дво­рец Рас­та­вец­ких в Дол­хо­бы­чу­ве близ За­мос­ци, 1837, раз­ви­ваю­щий те­му итал. вил­лы). Ок. 1838 К. за­нял пост ар­хи­тек­то­ра школ Вар­шав­ско­го ок­ру­га и про­ек­ти­ро­вал об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ния (ли­цей в Рад­зы­ми­не, 1845). В 1841 по про­ек­ту К. в Вар­ша­ве был воз­ве­дён па­мят­ник-обе­лиск ге­не­ра­лам, со­хра­нив­шим вер­ность рос. им­пе­ра­то­ру и по­гиб­шим в но­яб. 1830 в хо­де Поль­ско­го вос­ста­ния (раз­ру­шен в 1917).

В 1845 К. вер­нул­ся в Ита­лию; с 1847 проф. АХ во Фло­рен­ции. Соз­дал про­ек­ты зда­ний пар­ла­мен­та (1860) и пан­те­о­на Дан­те (1865) для Фло­рен­ции, те­ат­ров для Ко­пен­га­ге­на и Алек­сан­д­рии (не реа­ли­зо­ва­ны). Ра­бо­ты К. ока­за­ли боль­шое влия­ние на твор­че­ст­во польск. ар­хи­тек­то­ров сер. 19 в., а так­же на раз­ви­тие клас­си­ци­стич. ли­нии в ар­хи­тек­ту­ре Поль­ши вплоть до сер. 20 в.

Лит.: Biegański P. Pałac Staszica: siedziba To­warzystwa Naukowego Warszawskiego. Warsz., 1951; idem. Teatr Wielki w Warszawie. Warsz., 1961; idem. A. Corazzi, architetto toscano a Var­savia. Wrocław, 1968; Łoza S. Architekci i bu­downiczowie w Polsce. Warsz., 1954; Lorentz S., Rottermund A. Neoclassicism in Poland. War­saw, 1986.

Вернуться к началу