КО́ПТСКОЕ ИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ПТСКОЕ ИСКУ́ССТВО, искусство коптов; сложилось во 2–4 вв. на основе традиций искусства древнего и эллинистич. Египта. Пережив расцвет в 4–7 вв., оно продолжало последовательно развиваться и во время араб. завоевания.
На раннем этапе, под воздействием идей христианского аскетизма, а также под влиянием раннехристианского искусства сиро-палестинского круга К. и. приобретало черты схематизма, условности, грубоватой экспрессии. Ранние монастыри – Св. Антония (основан в 305), Дейр-Абу-Макар (Св. Макария, 4 в.), Св. Павла (5 в.), а также монастыри Бауит, в Нитрии, Келии – представляли собой конгломерат индивидуальных монашеских келий, наполовину врытых в землю и перекрытых кирпичными сводами; все они неоднократно перестраивались вплоть до 20 в.
Для церковной архитектуры [храмы монастырских комплексов Бауит, Абу-Мина, Белого и Красного монастырей (оба основаны в 4 в.); каирские церкви – Св. Сергия (Абу-Серга), Св. Варвары (обе – кон. 4 – нач. 5 вв.), Богоматери (аль-Муаллака, 4–7 вв.)] характерен тип 3-нефной, часто 3-конховой базилики из камня (редко из кирпича) с резным декором и настенными фресками. В эпоху Фатимидов (909–1171) широко применялись купольные и сводчатые конструкции. Нередко церковные постройки возводились в качестве надгробных памятников (базилика в Гераклеополис Магна, 3–7 вв.). Многочисленны купольные гробницы (Багауат); известны жилые дома коптов (имели 2–4 этажа). Копты нередко использовали др.-егип. святилища для своих культовых целей, нанося на стены древних построек христианские знаки: их можно встретить в храме Исиды на о. Филе, во дворе храма в Дендере (Дандаре), в храме Хонсу и Зале Тутмоса III в Карнаке, храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и др.
В большом количестве сохранились фрагменты коптской архит. скульптуры, утратившей свой первоначальный пространственный контекст и хранящейся в музеях: резные капители, украшенные рельефами надгробные стелы, ниши, орнаментальные фризы, карнизы, люнеты и др. В них мотивы традиционного др.-егип. иск-ва (цветок лотоса, знак «анх») сочетаются с сюжетами др.-греч. мифологии («Орфей и Эвридика», «Леда и лебедь», «Дионис» и др.) и раннехристианскими символами (павлины, рыбы, хризмы, сбор винограда и др.). Худож. язык также демонстрирует тяготение к приёмам др.-егип. рельефов, эллинистич. натурализму или схематизму вост. раннехристианского иск-ва; последний постепенно становится доминирующей стилистич. тенденцией.
Монументальная живопись, представленная фрагментами фресок (в Бауите и др.) и мозаиками, а также коптская иконопись («Спаситель и Апа Мина», 6–7 вв., Лувр, Париж) испытали на себе влияние визант. худож. традиции. Ранняя книжная миниатюра отличается яркими красками, декоративными фронтисписами с переплетающимися декоративными мотивами, выделенными заголовками и инициалами, зооморфными изображениями на полях («Кодекс Глазье», ок. 400, Б-ка и музей П. Моргана, Нью-Йорк).
Композиции монументальных росписей повторяются на тканях – маленьких панно, вытканных обычно цветной шерстью и украшающих одежду или драпировки. Искусство коптских тканей, впитавшее в себя традиции визант. и иран. шёлковых тканей, отразило эволюцию коптского иск-ва в целом: реалистически трактованные мифологич. или жанровые образы на тканях 4 – нач. 5 вв. сменяются в 5–6 вв. схематизированными христианскими сюжетами. Интересны коптские образцы резьбы по кости и дереву (украшения дверей, мебели, ларцов), изделия из бронзы, терракоты (лампы, вазы, утварь).
В эпоху араб. завоевания (с сер. 7 в.) К. и. продолжало развиваться, сохраняя свои традиции. В это время осн. источниками влияния выступали, с одной стороны, памятники визант. иск-ва, а с другой – исламского. Наиболее плодотворным был период 12 – сер. 13 вв., когда, под влиянием контактов с визант. и сирийской книжной миниатюрой, в иллюминованных рукописях широко распространяются изображения евангелистов и др. новозаветные образы. Сохранившиеся иконы 13–14 вв. также обнаруживают зависимость от визант. живописи. В период правления мамлюкских династий книжная миниатюра испытывает влияние исламского иск-ва: антропоморфные изображения предельно схематизируются, растворяясь в общей орнаментальной схеме, используются приёмы декорирования Коранов.
На рубеже 17–18 вв. иконопись и монументальная живопись коптов переживают новый расцвет. Мн. художники 18–19 вв., приехав в Египет из др. регионов, привнесли в коптскую иконопись свои нац. традиции. Для иск-ва этого времени характерны заимствования из всего спектра доступных источников: раннехристианского худож. языка, визант. и исламского иск-ва. Коптские художники Нового и Новейшего времени сохраняют старые традиции во всех видах изобразит. иск-ва (монументальная живопись, иконопись, ткачество и др.).