КАРГОПО́ЛЬСКАЯ ИГРУ́ШКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРГОПО́ЛЬСКАЯ ИГРУ́ШКА, рус. нар. худож. промысел с центром в г. Каргополь. Его происхождение на Каргополье обусловлено богатыми местными залежами глин. Уже в 19 в. здесь делали глиняную посуду, а наряду с ней игрушки (коней, оленей, баранов, барынь), которые продавались на базарах и ярмарках. Сохранились образцы игрушек кон. 19 – нач. 20 вв.: небольшие статичные фигурки людей, животных, повозки и т. д., созданные в дер. Гринёво, в 17 км от Каргополя. В 1930-х гг. потомственный гончар И. В. Дружинин возродил традицию глиняной игрушки. Его произведения (острохарактерные расписные фигурки крестьянок и крестьян; наделённые индивидуальными признаками фигурки животных – коней, коров; рассчитанные на фронтальную точку зрения композиции «Отдых», «Кормилица», «Катанье») живописны, приземисты, сдержанны по расцветке. Игрушки лепились по частям (на торс насаживалась юбка, присоединялись ноги и т. д.), обжигались и покрывались белой краской. До кон. 1970-х гг. в Гринёве работала мастерица У. И. Бабкина: её произведения (сказочные полканы и птицы, собаки, медведи, гармонисты, всадники, сцены катаний, кадрили) отличаются живостью и теплотой, мягкостью трактовки образов. Промысел К. и. существовал в деревнях Гринёво, Погост, Печниково, Мосеево, Олехово, Коншино, Гарь, в Каргополе. Ныне К. и. изготовляют в гончарном цехе, возникшем в Каргополе в 1967 (входит в состав архангельского предприятия нар. худож. промыслов «Беломорские узоры»), а также в Каргопольской школе искусств. Однако зачастую такие игрушки копируют лишь внешние признаки каргопольской пластики. Наиболее близки традиц. образцам игрушки А. Ф., В. Д. и В. В. Шевелёвых, возрождающих нар. иск-во Каргополья.