ЙОС ВАН ГЕНТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЙОС ВАН ГЕНТ (Joos van Gent, Joost van Gent, Giusto da Guanto, Juste de Gand, Jodocus von Gent) (1435 или 1440 – после 1480), нидерл. художник. Документальных свидетельств о его жизни и творчестве почти не сохранилось. В 1460 стал членом гильдии живописцев Антверпена, в 1464 участвовал в выполнении декоративных работ в Генте. Был близко знаком с Х. ван дер Гусом, чьё влияние очевидно в раннем творчестве мастера. После 1469 совершил поездку в Рим, а к 1473 обосновался в Урбино, где работал при дворе герцога Федериго да Монтефельтро. Совр. учёными отождествляется с худ. Йоссом ван Вассенхове.
Единственное документально подтверждённое произведение Й. в. Г. – «Причащение апостолов» (1473–74, Нац. галерея обл. Марке, Урбино), предназначенное для алтаря ц. Тела Христова в Урбино. На основании стилистич. сходства с ним Й. в. Г. приписывают «Поклонение волхвов» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и триптих «Голгофа» (собор Св. Бавона, Гент), созданные до его отъезда в Италию. Повествовательность, эмоциональность, свобода в построении композиций, изысканный колорит сближают эти произведения с живописью Р. Кампена, Рогира ван дер Вейдена и особенно Д. Баутса, в лувенской мастерской которого Й. в. Г., возможно, работал. Й. в. Г. также приписывают созданную в Италии по заказу герцога Монтефельтро серию из 28 портретов знаменитых людей для украшения студиоло герцогского дворца в Урбино (ок. 1473–76, Нац. галерея обл. Марке, Урбино; Лувр, Париж), два портрета Федериго да Монтефельтро с сыном Гвидобальдо (ок. 1476, Урбино, Палаццо Дукале; ок. 1480, Хэмптон-корт, Лондон), а также аллегории свободных искусств (1475–76), вероятно, предназначавшиеся для дворца в Губбио («Риторика» и «Музыка», ныне – в Нац. галерее, Лондон, остальные не сохр.). В этих работах Й. в. Г. соединил ренессансные достижения итал. мастеров (перспективное построение пространства, классич. пропорции фигур, ясность и гармоничность композиции) с богатством колорита нидерл. живописи, тонкость и прозрачность которого стали возможны благодаря использованию масляной живописи, вошедшей в широкий обиход на севере Европы и малоизвестной в Италии. Как единственный нидерл. художник, работавший в Италии в 15 в., Й. в. Г. сыграл огромную роль в распространении этой техники в итал. живописи.