Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИВА́НОВ

М. М. Иванов. «Крым». Акварель. 1797. Музей личных коллекций (Отдел Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).

ИВА́НОВ Ми­ха­ил Мат­вее­вич [1748, С.-Пе­тер­бург – 16(28).8.1823, там же], рос. ак­ва­ре­лист и жи­во­пи­сец, акад. пе­терб. АХ (1785). Сын сол­да­та Се­мё­нов­ско­го пол­ка. Учил­ся в пе­терб. АХ (1762–70) у И. Ф. Гро­ота. С 1770 пен­сио­нер АХ за гра­ни­цей; в 1770–73 за­ни­мал­ся у Ж. Б. Ле­прен­са в Па­ри­же; в 1773–79 ра­бо­тал в Ри­ме, пу­те­ше­ст­во­вал по Ис­па­нии и Швей­ца­рии. В 1780–91 был в шта­те на­ме­ст­ни­ка юж. гу­бер­ний кн. Г. А. По­тём­ки­на-Тав­ри­че­ско­го, со­вер­шил по­езд­ки по Ук­раи­не, Кры­му, Гру­зии, Ар­ме­нии, в 1784–85 – по Нов­го­род­ской губ. и Бе­ло­рус­сии, ис­пол­нил мно­го ак­ва­ре­лей с ви­да­ми разл. ме­ст­но­стей и го­ро­дов, от­ли­чаю­щих­ся боль­шой точ­но­стью и по­этич­но­стью. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков рус. пей­заж­ной жи­во­пи­си, И. вво­дил в клас­си­ци­стич. ком­по­зи­ции жан­ро­вые сце­ны («Дое­ние ко­ро­вы на дво­ре», 1772, ГРМ, и др.). Во вре­мя рус.-тур. вой­ны 1787–91 ис­пол­нил ба­таль­ные ак­ва­ре­ли «Штурм Оча­ко­ва» и «Штурм Из­маи­ла» (1788, ГРМ), порт­рет Г. А. По­тём­ки­на-Тав­ри­че­ско­го (1788) и др. Сре­ди про­из­ве­де­ний: «Вид кре­по­сти Ин­кер­ман» (1796, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), «Рос­сий­ская эс­кад­ра у Кон­стан­ти­но­по­ля» (1799, ГРМ), «Пётр I под Пру­том» (1804, ГТГ), ряд порт­ре­тов. Был хра­ни­те­лем ри­сун­ков в имп. Эр­ми­та­же (с 1792). Пре­по­да­вал в пе­терб. АХ (с 1800); сре­ди уче­ни­ков – Силь­вестр Ф. Щед­рин, В. И. Мош­ков, К. И. Ра­бус.

Его брат – скульп­тор Ар­хип Мат­вее­вич Ива­нов (ок. 1749–1821), учил­ся в пе­терб. АХ (1762–70) у Н. Ф. Жил­ле, с 1770 был пен­сио­не­ром АХ за гра­ни­цей (в 1770–73 за­ни­мал­ся у О. Па­жу в Па­ри­же, в 1773–76 ра­бо­тал в Ри­ме). За про­грам­му «Тор­же­ст­вую­щий в по­бе­дах го­род Санкт-Пе­тер­бург» (але­бастр) по­лу­чил зва­ние ака­де­ми­ка пе­терб. АХ (1777). Ис­пол­нял пре­им. ал­ле­го­рич. скульп­ту­ры. С 1778 ра­бо­тал в Ино­стран­ных дел кол­ле­гии. Пе­ре­вёл (1789) с итал. и франц. языков тео­ре­тич. трак­тат «По­ня­тие о со­вер­шен­ном жи­во­пис­це…» Р. де Пи­ля и на­пи­сал к не­му пре­ди­сло­вие, ут­вер­ждаю­щее по­ло­же­ние клас­си­циз­ма о гра­ж­дан­ст­вен­но­сти иск-ва и став­шее од­ной из пер­вых в Рос­сии тео­ре­тич. ра­бот о жи­во­пи­си.

Лит.: Фе­до­ров-Да­вы­дов А. М. М. Ива­нов. М., 1950; Са­до­вень В. В. Рус­ские ху­дож­ни­ки-ба­та­ли­сты XVIII–XIX вв. М., 1955; Мас­те­ра ис­кус­ст­ва об ис­кус­ст­ве. М., 1969. Т. 6.

Вернуться к началу