ЗАУЕРВЕ́ЙД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАУЕРВЕ́ЙД Александр Иванович [19.2 (2.3).1783, С.-Петербург, по др. сведениям, Курляндия – 25.10(6.11).1844, там же], рос. живописец, график, гравёр, поч. вольный общник петерб. АХ (1827). Сын врача, основателя Нем. театра в С.-Петербурге. Воспитанник Петерб. АН (1790–98), занимался живописью самостоятельно. Среди ранних работ – картина «Суворов в бою за Чёртов мост» (1803, Эрмитаж, С.-Петербург). Позднее учился в АХ в Дрездене (1806–1812), работал там же (до 1813), также в Париже (1812–13 и 1814), Лондоне (1814–17). В 1814 вызван имп. Александром I в С.-Петербург, где ему было поручено исполнение батальных картин и рисование обмундирования рус. войск. Один из ведущих представителей рус. академич. батального жанра, З. нередко вводил в воен. сцены жанровые мотивы (картины «Битва при Ватерлоо», 1815; «Казачий бивуак на Елисейских полях в Париже 19 марта 1814 г.», ГИМ; «Штурм крепости Варна 29 сентября 1828 г.», ок. 1836, Эрмитаж, и др.). Изображал также торжеств. церемонии (офорт «Въезд Александра I в Париж», акватинта «Александр I и гр. Платов на параде в Гайд-парке в 1815 г.»), сцены из рус. нар. жизни, фигуры лошадей (1812, по заказу Наполеона I). С 1819 художник при Воен.-топографич. депо Гл. штаба (с 1825 «первый живописец»). С кон. 1820-х гг. придворный художник, обучал рисованию детей Николая I. В 1840-е гг. начал серию картин для Зимнего дворца о важнейших событиях Отеч. войны 1812 и заграничных походах рос. армии 1813–14 («Взятие Парижа», «Лейпцигское сражение 6 октября 1813 г.» и др.; все закончены учеником З., Б. П. Виллевальде). Автор литографий для учебного альбома «Анатомия лошади» (1842). Преподавал в петерб. АХ (с 1831, руководитель класса батальной живописи; проф. с 1836); среди учеников – П. З. Захаров, А. Е. Коцебу, В. Ф. Тимм, П. А. Федотов. Сыновья З. – пейзажист Александр Александрович (сер. 19 в.) и баталист Николай Александрович (1836–66).