ГРУНТ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРУНТ в живописи, тонкий слой специального состава, наносимый поверх холста, дерева, картона, бумаги, металла и др. материалов с целью придать им как основе нужные художнику технологич. качества. Состоит обычно из нижнего изолирующего клеевого слоя и верхних грунтовых слоёв, иногда – второй проклейки и цветовой тонировки Г. – имприматуры; однако может ограничиваться одним клеевым или масляным слоем. Г. впитывает часть связующего вещества, содержащегося в краске, способствуя прочному сцеплению (адгезии) живописи с основой, служа амортизатором при температурных деформациях основы и предохраняя её от окисления; иногда покрывает обе стороны основы. Г. по составу бывает клеевым, масляным, полумасляным, эмульсионным и синтетическим; по цвету – белым или цветным; белый Г. может тонироваться имприматурой. Цвет, фактура, изолирующие и впитывающие качества Г. влияют на сохранность, колорит и характер живописной поверхности. Так, белый Г. применялся в иконописи (левкас) и живописи Северного Возрождения; в 16–18 вв. был распространён цветной – тёмно-красный болюсный грунт (испанская школа) или белый Г., покрытый имприматурой разл. оттенков (голландская, фламандская, французская школы, венецианская школа). В 19 в. по мере развития пленэрной живописи всё чаще использовался белый Г. В нач. 20 в. промышленно изготовлялся холст, покрытый белым масляным Г., придающим живописи глянцевитую поверхность, но не обеспечивающий должного сцепления основы с красочным слоем; некоторые художники рус. авангарда предпочитали тянущий казеиновый Г., прочно держащий живопись и придающий краскам матовую поверхность. В монументальной живописи Г. обычно служит глиняная штукатурка с разл. наполнителями (мел, гипс, толчёный кирпич и т. п.) на известковом растворе.
Г. называется также в технике гравюры слой кислотоупорного состава, которым покрывают металлич. доску перед началом работы, а частично и в процессе травления.