Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВО́ЛКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

Авторы: Г. В. Ельшевская
А. Н. Волков. «Гранатовая чайхана». 1924. Третьяковская галерея (Москва).

ВО́ЛКОВ Алек­сандр Ни­ко­лае­вич [31.8 (12.9).1886, Фер­га­на – 17.12.1957, Taш­кент], рос. и узб. жи­во­пи­сец, нар. худ. Узб. ССР (1946). Учил­ся в С.-Пе­тер­бур­ге: в ун-те (до 1908), АХ (1908–10) у А. В. Ма­ков­ско­го и В. Е. Ма­ков­ско­го, в ча­ст­ной шко­ле М. Д. Берн­штей­на и Л. В. Шер­ву­да (1910–12); в Ки­ев­ском ху­дож. уч-ще (1912–16) у Ф. Г. Кри­чев­ско­го. С 1916 жил и пре­по­да­вал в Таш­кен­те. Пер­вый ди­рек­тор Гос. му­зея ис­кусств Ср. Азии (1919); чл. АХРР (1928–32). Ис­пы­тал влия­ния М. А. Вру­бе­ля («Ky­пaльщицы», 1917; «Над­гроб­ный плач», 1921), ку­биз­ма и тра­диц. иск-ва Вос­то­ка (цикл «Вос­точ­ный при­ми­тив», 1916–20, и др.). Ори­ен­таль­ные мо­ти­вы у В. при­об­ре­та­ют сим­во­ли­ст­ское зву­ча­ние, ин­тен­сив­ный цвет об­ла­да­ет осо­бой экс­прес­сив­но­стью («Гра­на­то­вая чай­ха­на», 1924, ГТГ). К кон. 1920-х гг. в его жи­во­пи­си по­яв­ля­ют­ся порт­ре­ты-ти­пы и жан­ро­вые мо­ти­вы («Чай­ха­ны ста­ро­го го­рода», 1926; «Ста­рый уз­бек с пиа­лой», 1927; обе – в со­б­ра­нии се­мьи ху­дож­ни­ка, Мо­ск­ва; «Фер­га­на. Киш­лак», 1926, Му­зей иск-ва на­ро­дов Вос­то­ка, Мо­ск­ва), трак­то­ван­ные в тра­ди­ци­ях ков­ро­вой ор­на­мен­ти­ки. К 1930-м гг. де­ко­ра­тив­ное на­ча­ло убы­ва­ет, но в оп­ти­ми­стич. кар­ти­нах кол­лек­тив­но­го тру­да ос­та­ёт­ся ме­ра ус­лов­но­сти («Штурм без­до­ро­жья», 1932, Му­зей ис­кусств Уз­бе­ки­ста­на, Таш­кент). В 1940–50-е гг. пи­сал в осн. порт­ре­ты, пей­за­жи и на­тюр­мор­ты.

Лит.: А. Н. Вол­ков, на­род­ный ху­дож­ник Уз­бек­ской ССР. Жи­во­пись, гра­фи­ка: Ка­та­лог вы­став­ки. М., 1967; Зем­ская М. И. А. Вол­ков. Мас­тер «Гра­на­то­вой чай­ха­ны». М., 1975; Так­таш Р. Х. А. Н. Вол­ков. Аль­бом. Таш., 1982.

Вернуться к началу