Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕЛИКОУ́СТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕ́НИЕ ПО СЕРЕБРУ́

Авторы: И. Н. Перфильева
Великоустюжское чернение по серебру. М. М. Климшин. Табакерка. 1764. Исторический музей (Москва).

ВЕЛИКОУ́СТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕ́НИЕ ПО СЕРЕБРУ́, рус. ху­до­же­ст­вен­ный про­мы­сел, сло­жив­ший­ся во 2-й пол. 18 в. в г. Ве­ли­кий Ус­тюг. Из­го­тов­ля­лись се­реб­ря­ные из­де­лия, укра­шен­ные чер­нью. С 1761 по 1776 в го­ро­де ра­бо­та­ла фаб­ри­ка бр. С. и А. По­по­вых, вы­пус­кав­шая лар­цы, та­ба­кер­ки, фла­ко­ны, ко­ро­боч­ки и пр., с бо­га­тым ор­на­мен­том в ду­хе ба­рок­ко и ро­ко­ко, за­ни­ма­тель­ны­ми сю­жет­ны­ми ри­сун­ка­ми. Ве­ду­щи­ми мас­те­ра­ми в 18 в. бы­ли М. М. Клим­шин, А. И. Мош­нин. В нач. 19 в. под влия­ни­ем клас­си­циз­ма фор­мы ста­но­вят­ся стро­же, пре­обла­да­ют до­ку­мен­таль­ные сю­же­ты – па­но­ра­мы го­ро­дов, гео­гра­фич. кар­ты, ис­пол­не­ни­ем ко­то­рых про­сла­ви­лась се­мья Жи­ли­ных. В сер. 19 в. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние рас­тит. узор, по­стро­ен­ный на со­че­та­нии тём­но­го и свет­ло­го то­нов, им сплошь по­кры­ва­лись по­верх­но­сти бро­шей, за­по­нок и др. не­боль­ших из­де­лий. Эти тра­ди­ции дол­го со­хра­ня­лись в твор­че­ст­ве мас­те­ра М. И. Кош­ко­ва. В нач. 1920-х гг. про­мы­сел при­шёл в упа­док. Воз­ро­ж­де­ние его на­ча­лось в 1929 в экс­порт­ной мас­тер­ской под рук. М. П. Чир­ко­ва. В 1933 на её ба­зе бы­ла сфор­ми­ро­ва­на кус­тар­но-про­мы­сло­вая ар­тель «Се­вер­ная чернь» (с 1960 за­вод). Боль­шая за­слу­га в раз­ви­тии чер­не­во­го иск-ва с 1930-х гг. при­над­ле­жа­ла мас­те­ру Е. П. Шиль­ни­ков­ско­му.

Лит.: Гольд­берг Т. Г. Чер­не­вое се­реб­ро Ве­лико­го Ус­тю­га. М., 1952; По­ст­ни­ко­ва-Ло­се­ва М. М., Пла­то­но­ва Н. Г., Уль­я­но­ва Б. Л. Рус­ское чер­не­вое ис­кус­ст­во. М., 1972.

Вернуться к началу