Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАН ВЭЙ

Авторы: В. Г. Белозёрова; И. И. Семененко (литература)

ВАН ВЭЙ (701, у. Ци­сянь, пров. Шань­си – 761, Чанъ­ань; по др. све­де­ни­ям, 698 или 699–759), кит. ху­дож­ник, по­эт и тео­ре­тик иск-ва. Ро­дил­ся в се­мье учёных. Вос­пи­та­ние по­лу­чил в мо­на­сты­ре буд­дий­ской шко­лы Чань, за­тем по­пал в сто­ли­цу Чанъ­ань, где в воз­рас­те 20 с не­боль­шим лет сдал эк­за­мен на выс­шую учё­ную сте­пень (цзинь­ши), что по­зво­ли­ло ему впо­след­ст­вии за­нять долж­ность зам. ми­ни­ст­ра. Ещё при жиз­ни про­сла­вил­ся как жи­во­пи­сец и по­эт. Ми­ро­воз­зре­ние В. В. бы­ло син­те­тич­ным (ис­пы­та­ло влия­ние кон­фу­ци­ан­ст­ва, дао­сиз­ма, буд­диз­ма); пол­нее все­го в его ли­ри­ке и пей­за­жах рас­крыт эс­те­тич. по­тен­ци­ал по­сту­ла­тов чань-буд­диз­ма. Жи­во­пись В. В., от­но­си­мая к на­прав­ле­нию вэнь­жэнь­хуа, из­вест­на толь­ко по ко­пи­ям бо­лее позд­них мас­те­ров. Счи­та­ет­ся ро­дона­чаль­ни­ком «юж­ной» шко­лы жи­во­пи­си. Соз­дал вид мо­но­хром­но­го зим­не­го пей­за­жа, ко­ло­ри­стич. па­лит­ра ко­то­ро­го стро­ит­ся на раз­мы­вах свет­лой ту­ши, плав­ных пе­ре­хо­дах от од­но­го пла­на к дру­го­му. В. В. при­пи­сы­ва­ют­ся два тео­ре­тич. трак­та­та по жи­во­пи­си: «Тай­ное от­кро­ве­ние нау­ки жи­во­пис­ца» («Хуа сюэ би цзюэ») [др. на­зва­ния – «Тай­ны жи­во­пи­си» («Хуа цзюэ»), «Тай­на пей­за­жа» («Шань­шуй цзюэ»)] и «Рас­су­ж­де­ния о пей­за­же» («Шань­шуй лунь»). Со­хра­ни­лось ок. 400 сти­хов В. В. По­эзию В. В. от­ли­ча­ет ши­ро­кий те­ма­тич. диа­па­зон. Осо­бен­но зна­ме­ни­та пей­заж­ная ли­ри­ка [сб. «Ре­ка Ван­чу­ань» («Ван­чу­ань цзи»)], на­пи­сан­ная в жан­ре цзюэ цзюй (букв. – обор­ван­ные стро­ки). Сре­ди про­из­ве­де­ний на ис­то­рич. те­му – «Вос­пе­ваю Си Ши» («Си Ши юн»), «Вос­пе­ваю Лю Ли­на» («Лю Лин юн»), «На­лож­ни­ца Бань» («Бань цзе­юй») и др. В по­эзии В. В., от­ме­чен­ной влия­ни­ем буд­диз­ма, реа­ли­стич­ность со­че­та­ет­ся со скры­тым сим­во­лиз­мом, ак­цен­ти­ру­ет­ся не­дос­ка­зан­ность, под­текст. При внеш­ней бе­зы­скус­но­сти её от­ли­ча­ет фи­ли­гран­ное мас­тер­ст­во.

Соч.: Сти­хо­тво­ре­ния. М., 1979; Ре­ка Ван­чу­ань. СПб., 2001; Тай­ны жи­во­пи­си / Пер. с кит. В. М. Алек­сее­ва // Алек­се­ев В. М. Тру­ды по ки­тай­ской ли­те­ра­ту­ре. М., 2002. Т. 2.

Лит.:Yin Wai-ling. Wang Wei and the aesthetic of pure experience in «Hiding the Universe». N. Y., 1972; Тай­ти­ро Ко­бая­си. Ван Вэй-но сё­гай-то гэйд­зю­цу. То­кио, 1979; Да­гда­нов Г. Б. Чань-буд­дизм в твор­че­ст­ве Ван Вэя. М., 1984.

Вернуться к началу