ВАН ВЭЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАН ВЭЙ (701, у. Цисянь, пров. Шаньси – 761, Чанъань; по др. сведениям, 698 или 699–759), кит. художник, поэт и теоретик иск-ва. Родился в семье учёных. Воспитание получил в монастыре буддийской школы Чань, затем попал в столицу Чанъань, где в возрасте 20 с небольшим лет сдал экзамен на высшую учёную степень (цзиньши), что позволило ему впоследствии занять должность зам. министра. Ещё при жизни прославился как живописец и поэт. Мировоззрение В. В. было синтетичным (испытало влияние конфуцианства, даосизма, буддизма); полнее всего в его лирике и пейзажах раскрыт эстетич. потенциал постулатов чань-буддизма. Живопись В. В., относимая к направлению вэньжэньхуа, известна только по копиям более поздних мастеров. Считается родоначальником «южной» школы живописи. Создал вид монохромного зимнего пейзажа, колористич. палитра которого строится на размывах светлой туши, плавных переходах от одного плана к другому. В. В. приписываются два теоретич. трактата по живописи: «Тайное откровение науки живописца» («Хуа сюэ би цзюэ») [др. названия – «Тайны живописи» («Хуа цзюэ»), «Тайна пейзажа» («Шаньшуй цзюэ»)] и «Рассуждения о пейзаже» («Шаньшуй лунь»). Сохранилось ок. 400 стихов В. В. Поэзию В. В. отличает широкий тематич. диапазон. Особенно знаменита пейзажная лирика [сб. «Река Ванчуань» («Ванчуань цзи»)], написанная в жанре цзюэ цзюй (букв. – оборванные строки). Среди произведений на историч. тему – «Воспеваю Си Ши» («Си Ши юн»), «Воспеваю Лю Лина» («Лю Лин юн»), «Наложница Бань» («Бань цзеюй») и др. В поэзии В. В., отмеченной влиянием буддизма, реалистичность сочетается со скрытым символизмом, акцентируется недосказанность, подтекст. При внешней безыскусности её отличает филигранное мастерство.