БОГОРО́ДСКАЯ РЕЗЬБА́
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОГОРО́ДСКАЯ РЕЗЬБА́, традиционный русский народный худож. промысел с центром в дер. Богородское (Сергиево-Посадский р-н Московской обл.). Зарождение Б. р. относится ко 2-й пол. 18 в. и связано с ремеслом резьбы по дереву, сложившимся в Сергиевском Посаде (ныне Сергиев Посад) и близлежащих деревнях. Традиц. форма Б. р. – фигура, заключённая в трёхгранную призму, полученную при разрубании полена на неск. частей. В пору расцвета богородского иск-ва в сер. 19 в. популярны были фигурки грибников, дровосеков, разносчиков, танцоров, музыкантов; неск. позже – гусаров и дам. Ярчайшим явлением Б. р. были работы А. Н. Зинина («Скрипач», «Дровосек»). В 19 в. богородские и сергиевские мастера сотрудничали: мн. богородские игрушки окрашивались в Сергиевом Посаде. В 1913 богородские резчики объединились в артель (с 1923 «Богородский резчик», с 1960 фабрика худож. резьбы, ныне ЗАО «Богородская фабрика»), была создана Учебно-показательная мастерская резного дела (позднее профтехшкола, ныне Худож.-пром. уч-ще). В предреволюционный период и до сер. 1930-х гг. создавались работы на темы нар. картинок, подвижные игрушки, фигурки животных и птиц. В 1930–50-х гг. преобладали многофигурные сцены в духе офиц. политизированного иск-ва, в которых утрачивались простота и выразительность. С кон. 1950-х гг. восстанавливается древняя традиция Б. р., обогащённая в кон. 1990-х гг. историч., религ. и совр. тематикой. Наиболее известные проф. династии резчиков: Балаевы, Барашковы, Бобловкины, Ерошкины, Зинины, Пронины, Пучковы, Стуловы, Чушкины; среди виднейших мастеров – нар. худ. РСФСР М. И. Смирнов, засл. худ. РСФСР И. К. Стулов, П. Ф. Барденков, М. Я. Дворников, Н. Е. Левин, Н. И. Максимов, М. Н. Орлов, С. А. Паутов, В. Т. Полинов, С. Н. Уласевич, П. Н. Устратов, Н. М. Шипеев.