ГРЕ́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРЕ́КИ (самоназвание – EllhneV), народ, осн. население Греции и Кипра. Численность 12,3 млн. чел. (2006, оценка), в т. ч. в Греции 10,4 млн. чел. (включая понтийских греков и цаконийцев – потомков древних спартанцев в горных р-нах Пелопоннеса), на Кипре (на юге) 567 тыс. чел., в Италии (в осн. на юге) 121 тыс. чел., Албании (в осн. на юге) 99 тыс. чел., во Франции (в осн. в районе г. Карджезе на западе о. Корсика) 58 тыс. чел., в Египте (в районе Александрии) 79 тыс. чел., Германии 360 тыс. чел., Великобритании 201 тыс. чел., США 465 тыс. чел., Канаде 157 тыс. чел., Австралии 267 тыс. чел. Небольшие группы скотоводов-каракачанов живут в Румынии (14 тыс. чел.), Сербии (10 тыс. чел.), Болгарии (7,3 тыс. чел.). В Турции насчитывается 4,1 тыс. православных Г. (в нач. 20 в. ок. 1,5 млн. чел.) и до 300 тыс. чел. греков-мусульман. Говорят на греческом языке. Верующие – православные, есть католики (грекокатолики – в осн. на о-вах Киклады) и мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба (во Фракии, на Родосе, в Турции), небольшое число свидетелей Иеговы.
Др.-греч. этнич. общность сложилась на основе племён дорийцев, эолийцев, ахейцев и ионийцев, занявших во 2-м тыс. до н. э. юг Балканского п-ова, Эгейский бассейн и зап. побережье Малой Азии. В эпоху греч. колонизации (8–6 вв. до н. э.) Г. расселились по побережьям Средиземного и Чёрного морей. Несмотря на политич. раздробленность, Г. были объединены общим самосознанием и самоназванием (с 7 в. до н. э. – EllhneV; этноним «Г.» происходит из лат. яз., первоначально, по-видимому, относился к одному из племён Сев. Греции, что отражено в названиях городов Грайя в Беотии и на о. Эвбея, был воспринят римлянами, вероятно, от колонистов из эвбейской Грайи в Кумах). Начиная с эпохи колонизации значит. греч. население появилось в Передней и Малой Азии, греч. яз. (койнэ) и культура стали общими для элиты народов Вост. Средиземноморья. Г. составили ядро Византийской (Вост.-Рим.) империи, откуда происходит их ср.-век. самоназвание ромеи (греч. ‘римляне’). Мигрировавшие с севера группы фракийцев, иллирийцев, албанцев, кельтов, влахов, славян ассимилировались Г. В Османской империи составляли ядро православной общины (урум милет – ‘народ ромеев’). В Стамбуле Г. занимали влиятельное положение (см. Фанариоты). Вместе с тем османское завоевание и периодические преследования в империи христианского населения вызвали эмиграцию Г. и образование греческих диаспор по всему миру. Повстанческое (см. Клефты) и нац.-освободит. движения (см. Греческая национально-освободительная революция 1821–29) способствовали консолидации Г. и стиранию областных различий. Истребление Г. в Османской империи во время и после 1-й мировой войны в 1915–23 (Малоазийская катастрофа) привело к массовой эмиграции их из Турции на Кавказ и с Кавказа в Грецию; выходцы из Малой Азии составили общность понтийских греков, в их числе – Г., говорящие на тюркских (урумы) и адыгских (урымы) языках.
Греки России, СССР, СНГ. Особые отношения Византии с Рус. гос-вом способствовали возникновению в нём в 15 в. значит. греч. колонии. Г. в Москве принадлежали монастыри и подворья; в 17 в. существовала Греч. слобода. Многие Г. вошли в состав рос. правящего класса [Траханиотовы, Ховрины, Ларевы, Ласкаревы (Ласкиревы)]. Особенно усилилась иммиграция Г. во время и после рус.-тур. войн кон. 17–19 вв., в которых многие Г. участвовали на стороне России, и во время 1-й мировой войны. В 1779–84 сформирован греч. батальон (с 1797 Балаклавский греч. батальон, нёсший кордонную службу в Крыму), в 1795 – греч. дивизион в Одессе (с 1803 Одесский греч. пех. батальон). В 1814 в Одессе возникла греч. повстанч. организация «Филики Этерия» (см. Этерии), позднее возглавленная А. Ипсиланти. Среди Г. на рус. службе 18 – нач. 20 вв. – И. А. Каподистрия, семья Ипсиланти, князья Кантакузены, Маврокордато, Мурузи. Крупнейшие греч. общины были в Одессе (в 1795 Г. составляли 10% её населения), Ростове, Таганроге, Екатеринодаре, Николаеве. Греч. купечество было одним из наиболее влиятельных на Юге России, в Одессе с 1817 существовало греч. коммерч. уч-ще. После 1906 в Одессе и Батуме издавались греч. газеты, возникали культурные общества. Из компактных групп Г. Рос. империи выделяются: мариупольские греки Украины, понтийские Г. Грузии и Сев. Кавказа (в осн. со 2-й пол. 18 в.). Последняя волна переселений Г. из Турции в Россию происходила после Лозаннской конференции 1922–23. По переписи 1920, в РСФСР проживало 73,7 тыс. Г. (из них 65,6 тыс. чел. – в Кубано-Черноморской обл.), по переписи СССР 1926 – 213,6 тыс. чел. С 1928 создавались греч. автономные районы на Украине, в Грузии, на Сев. Кавказе. Появились общественно-просветительные объединения, клубы, театры, музеи, на греч. яз. велось преподавание и радиовещание, издавались литература и пресса (в 1926 греч. письменность была нормализована на основе димотики с упрощённой орфографией, впоследствии была введена рус. графика). В 1937–1939 греч. автономии были ликвидированы, культурные учреждения закрыты, в 1940-е гг. большинство рос. Г. выслано в Казахстан (их потомки насчитывают 12 тыс. чел., по переписи 1989, их было 46,7 тыс. чел.), Узбекистан (8,4 тыс. чел.), Киргизию (2,3 тыс. чел.), Поволжье, Приуралье и в Сибирь. В 1956 они получили право вернуться на родину. Ныне в России проживает 97,8 тыс. Г. [2002, перепись; по данным АГООР (Ассоциация греч. обществ. объединений России) – 250 тыс. чел.], в т. ч. в Ставропольском крае – 34,1 тыс. чел., Краснодарском крае – 26,5 тыс. чел., Ростовской обл. – 3,2 тыс. чел., Сев. Осетии – 2,3 тыс. чел., Адыгее – 1,7 тыс. чел., Москве и Моск. обл. – 5,6 тыс. чел., Тюменской обл. – 2,0 тыс. чел., Свердловской обл. – 2,0 тыс. чел.; в Украине живут 93 тыс. чел. (2006, оценка), Грузии – 33 тыс. чел. (по переписи 2002 – 15,2 тыс. чел., в 1989 насчитывалось 100,3 тыс. чел.). В России с 1992 действует АГООР, в 1995 создана Федерация греч. обществ Украины.
Осн. традиц. земледельч. культуры Г. – виноград и оливки (торговля оливковым маслом стала основой экономики греч. полисов в античности); большое значение имеют цитрусовые, орехи, фасоль, овощи, табак; зерновое земледелие развито на северо-востоке Греции и на Пелопоннесе. Распространены отгонное скотоводство, шелководство (с 6 в., когда визант. монахам удалось вывезти грены шелковичного червя из Китая, Византия приобрела монополию на произ-во драгоценных шёлковых тканей в Европе и Средиземноморье). На севере живёт архаичная группа скотоводов-каракачанов. Традиционные ремёсла – прядение, ткачество, вышивка, в Малой Азии – произ-во ковров. В гончарном и ювелирном иск-ве сочетаются античные, визант. и вост. традиции. Пища – фасоль с оливковым маслом, лимонным соком, чесноком, овощи, сыр, кислое молоко, на побережье – рыба, моллюски. Традиц. блюда – шашлык (сувлаки), запеканка из мяса с овощами (мусакас), «деревенский» салат с сыром и маслинами (хориатики). Напитки – вино (в т. ч. рецина), пиво, виноградная и фруктовая водка (раки), настоянная на анисе (узо), на смоле реликтовых деревьев о. Хиос (мастиха) и др. В конце каждой трапезы подают восточный («греческий») кофе. Стол полагается накрывать клетчатой (в осн. красно-белой) скатертью. Жилище в гористых областях материковой Греции – средиземноморского типа: каменное двухэтажное (в нижнем этаже – хлев и хозяйств. помещения, в верхнем – жилые) с внешней лестницей и балконами на 2-м этаже; на Пелопоннесе и островах – левантийского типа: одно-, полутора- или двухэтажное из камня и глины с плоской, конической или купольной кровлей; на севере – паннонского типа: одноэтажное с жилыми и хозяйств. помещениями, вытянутыми в один ряд под общей крышей; ориентального типа: с хозяйств. помещениями в нижнем каменном этаже и жилыми – в верхнем, рамной конструкции с эркером. В городах преобладают белёные дома с плоскими крышами, часто с внешними лестницами на верхний этаж. Рамы, как правило, окрашены в синий цвет. Пол обычно каменный, в горах – чаще деревянный. Характерны маленькие круглые столики, медные жаровни с крышками. Варианты мужского костюма: широкие в шагу с узкими штанинами штаны (вракес), широкий чёрный или красный пояс, безрукавка, скреплённая Х-видным украшением (киостеки – перекрещенные цепочки, иногда с бляхой в середине), феска; короткая куртка с ложными рукавами и короткая клешёная (до 100 клиньев) юбка-фустанелла (служит парадной одеждой гвардейцев). Женский костюм – туникообразная рубаха с длинной широкой юбкой (фуста) и безрукавкой и курткой либо с платьем; поверх всегда надеваются богато расшитый передник и широкий пояс с большой серебряной или позолоченной пряжкой (порпи). Под восточным влиянием распространена нарядная распашная одежда из бархата с шитьём. Характерны нагрудные украшения из монет (гиорнтани). Обувь типа постолов (царухи). Сохраняются следы античных культов: культ женских морских духов-нераид, колядование (пение песен-каланда) на Новый год, карнавальные шествия с чучелом коня на Масленицу, факельные шествия на Пасху, обряды вызывания дождя с вождением Пеперуды (Папаруна) и др.
Устное творчество испытало влияние традиц. муз. культур соседних балканских народов (болгар, македонцев), цыган и турок. Фольклор включает сказки (о животных, волшебные и др.; характерный персонаж – неуклюжее чудовище Дракос, побеждаемое остроумным героем), пословицы (в т. ч. в форме двустишия), песни (трагуди – от «трагедия») и др. Популярен сюжет сказок, поэм, песен об Арэти и её брате Констандиносе, вставшем из могилы. Песенные жанры: богатырские (акритские, восходящие к визант. эпосу циклы о Дигенисе, о сыне Андроника и др., где в роли противников героя вместо сарацин часто выступают турки); баллады (характерен мотив возвращения мужа к жене после долгой разлуки; т. н. хароновские баллады о поединке покойного с Хароном); историч. (воспевающие реальных историч. лиц и события, в осн. периода нац.-освободит. борьбы, в т. ч. песни клефтов и участников Движения Сопротивления периода 2-й мировой войны); лирические (в т. ч. исполняемые на прощальной трапезе перед отъездом на чужбину); обрядовые (песни вызывания дождя, свадебные, колыбельные; похоронные причитания миролои, исполняемые родственницами покойного или проф. плакальщицами; календарные: каланды, весенние, майские песни и др.); трудовые (моряков, рыбаков, пастухов и др.); бытовые. Осн. размер нар. поэзии – силлабич. 15-сложник с обязательной цезурой на 8-й стопе. Характерны песенно-танцевальные жанры сиртос, каламатьянос (хороводы), педиктос (песня-танец с подскоками). Из общегреческих танцев (хорос) выделяются также медленный мужской сольный танец зейбекикос, воинский танец горцев цамикос, исполнявшийся клефтами, с сольным исполнением сложных фигур, вероятно, отражающий алб. влияние; на Крите исполнялся воинский танец в полном вооружении – пендозалис. Танцевальная площадка (хоростаси) имеется в каждом селе и даже в монастырях. Повсеместно распространён гор. песенно-танцевальный стиль рембетико с текстами трагич. содержания (сложился в 1920-х гг. преим. среди греч. беженцев, в сер. 20 в. приобрёл значение нац. музыки). Среди муз. инструментов – лютня с длинной шейкой бузуки, смычковый инструмент лираки, разл. флейты, а также волынка, скрипка, мандолина, входящие в состав нар. оркестра, который в сер. 19 в. дополнился кларнетом и гитарой. Теории о древних корнях совр. нар. музыки Г. имеют гипотетич. характер.