Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОВИ́НСКИЙ ПА́ВЕЛ АПОЛЛО́НОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2021 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Б. Хлебникова

РОВИ́НСКИЙ ПА́ВЕЛ АПОЛЛО́НОВИЧ [22.2(6.3).1831, слобода Гусёвка, Царицынский уезд, Саратовская губерния, ныне село Ольховского района, Волгоградская область – 15(28).1.1916, Петроград, ныне Санкт-Петербург], российский историк-славист, этнограф, публицист. Дворянин. Окончил словесное отделение философского факультета Казанского университета (1852, со степенью кандидата). Ученик В. И. Григоровича.

По окончании курса был рекомендован советом университета на должность адъюнкта кафедры русской словесности, где преподавал до 1856 г. В том же году опубликовал свою первую научную статью «Общественный и домашний быт сербов».

В 1860–1861 гг. жил в чешских землях Австрийской империи, изучал фонды Национального музея Праги и посещал лекции в Карло-Фердинандовом университете. В 1861 г. арестован австрийской полицией по обвинению в «русской пропаганде» и выслан из страны. По материалам, собранным в Чехии, славист написал несколько статей, которые были опубликованы в «Русском вестнике» в 1860–1861 гг.

Вернувшись в Россию, П. А. Ровинский много общался с Н. Г. Чернышевским, взгляды которого полностью разделял. Во время проведения Крестьянской реформы 1861 г. он «отдал даром своим бывшим крестьянам всю землю, себе же оставил соответственное по своей семье количество душевых наделов». В 1862–1863 гг. был членом «Земли и воли» 1860-х гг., куратором её казанского отделения, принимал участие в создании революционных прокламаций, находился под секретным надзором полиции. О подпольной деятельности учёного можно узнать из сохранившихся в архивах донесений полиции и из воспоминаний его близких друзей, отмечавших, что Ровинский был искусным конспиратором. В 1863 г. П. А. Ровинский опубликовал несколько статей и очерков о славянах Австрийской империи в газете «Очерки», которую издавали сторонники революционно-демократической идеологии.

В 1868 г. в качестве сотрудника газеты «Санкт-Петербургские ведомости» выехал в Сербию. Во время поездки постоянно высылал в Россию корреспонденции, которые редакция подвергала строгой цензуре. Тогда славист начал публиковать свои статьи в газете «Голос», но вскоре оставил это занятие, так как редакция не хотела печатать аналитические материалы и требовала присылать только информационные сводки. Журналистскую работу Ровинский совмещал с научно-исследовательской и общественной деятельностью. Он написал серию статей о сербах, в которых содержались разнообразные сведения как историко-культурного, так и социально-политического характера. В 1869 г. посетил Швейцарию.

В 1870–1873 гг. был участником этнографической экспедиции, изучавшей народный быт Сибири и Монголии. Поездка оказалась плодотворной в научном плане: после неё Ровинский опубликовал серию обширных статей о путешествии в Монголию в «Известиях Сибирского отдела Императорского Русского географического общества». В 1874 г. славист посетил США, эта страна произвела на русского путешественника большое впечатление достижениями в области техники (ОР РНБ. Ф. 621. Д. 723. Л. 7об.).

С 1873 г. был директором земледельческой колонии и ремесленного приюта для малолетних преступников в Полюстрово под Санкт-Петербургом. В ней ученый пытался наладить систему трудового и нравственного воспитания подростков, способную помочь попавшим в беду детям вернуться к нормальной жизни. Современники положительно отзывались о педагогических успехах учёного, высоко оценил его работу на посту директора колонии Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя за 1876 г.». Но демократические взгляды Ровинского на проблемы перевоспитания оступившихся подростков не нашли поддержки у начальства, в 1877 г. ему пришлось оставить должность.

После начала русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Ровинский отправился на Балканы корреспондентом газеты «Новое время». Через Вену и Белград он добрался до Боснии и провёл несколько месяцев в Сараево, пытаясь подробно и объективно осветить для российского читателя события, происходившие в небольшой славянской провинции, оккупированной Австро-Венгрией по решению Берлинского конгресса 1878 г. Редколлегия неохотно печатала заметки учёного, боясь вызвать недовольство российского правительства. Австрийские власти сочли, что русский журналист может быть шпионом, и выслали его из Боснии без каких-либо объяснений.

10(22) мая 1879 г. П. А. Ровинский приехал в столицу Черногорского княжества Цетине (СПбФ АРАН. Ф. 123. Оп. 1. Д. 88). Черногорцы в тот момент боролись за присоединение Плавско-Гусинского округа – земель, населённых в основном албанцами, но отданных Черногорскому княжеству по решению Берлинского конгресса 1878 г. Турецкая администрация и часть местных жителей оказали вооружённое сопротивление черногорской армии. Ровинский принял участие в боевых действиях в качестве санитара, оказывая помощь раненым. Вскоре он описал пережитые события в серии газетных статей (Ровинский П. Гусинская экспедиция // Русский курьер. 1880. Январь). По окончании военной экспедиции учёный поселился в Цетине и стал собирать материалы о Черногории. Регулярно публиковал статьи о Черногорском княжестве в русских периодических изданиях, много раз выступал с докладами в Императорском Русском географическом обществе, сотрудничал со славянскими благотворительными комитетами в России, помогал сотрудникам российской дипломатической миссии в Цетине. Несколько раз пешком обошёл всё княжество, собирая этнографические сведения о жизни черногорских племён, к 1884 г. накопил огромный массив данных о стране. Русские дипломаты, работавшие на Балканах, и коллеги-слависты помогли собрать деньги на издание этих материалов.

С 1888 г. по 1915 г. в типографии Российской академии наук том за томом выходила самая большая русская монография о Черногории (Ровинский П. А. Черногория в её прошлом и настоящем. СПб, 1888–1915. Т. 1–3) – уникальное сочинение как по объёму, так и по содержанию. В работе содержатся сведения об истории, географии, этнографии, археологии, политическом и культурном развитии Черногорского княжества в конце 19 – начале 20 вв., в неё включены также статистические данные, которые учёный собирал на протяжении многих лет. Самыми значимыми в своём труде автор считал этнографические материалы, из которых складывалась полная картина материальной и духовной жизни княжества. Племенной уклад, традиции, обычаи и обряды, способы ведения войны, организация домашнего хозяйства, досуг, фольклор, даже особенности физического, психологического и интеллектуального развития черногорцев были детально представлены в 14 частях 2-го тома монографии. Также славист разработал собственную концепцию истории черногорской теократии (власти митрополитов над племенами), которая, по его мнению, сыграла ключевую роль в борьбе за освобождение от османского ига. Особый интерес представляла заключительная часть книги, в которой рассматривались политические реформы начала 20 в., целью которых было преобразование княжества в конституционную монархию. Завершала этот фундаментальный труд географическая карта Черногории, составленная П. А. Ровинским во время его пребывания в стране.

Помимо научной работы П. А. Ровинский вёл в княжестве активную общественную и культурно-просветительскую деятельность. В 1885 г. помогал местной администрации в проведении осушительных работ около г. Улциня. Благодаря им удалось ввести в оборот земли, пригодные для сельского хозяйства, и дать заработок нуждающимся черногорцам. В 1888 г. с помощью редакций русских журналов организовал сбор средств для жителей княжества, пострадавших от неурожая и голода. В 1889 г. помогал переселению голодавших черногорцев в соседнюю Сербию. В 1890–1892 гг. вёл раскопки древнеримского города Диоклеи. В 1893 г. был организатором 400-летнего юбилея Ободской типографии, одной из самых древних на Балканах. Много внимания славист уделил развитию черногорских школ, постоянно участвовал в выпускных экзаменах и публиковал обширные статьи о народном образовании в княжестве. Содействовал созданию народных читален. Регулярно печатал статьи о черногорцах в русских и зарубежных журналах. С 1882 г. оказывал помощь дипломатам, работавшим в Цетине, с 1886 г. стал нештатным драгоманом (переводчиком) российской миссии.

В 1902 г. за научные достижения Отделение русского языка и словесности АН наградило П. А. Ровинского Пушкинской медалью. В 1904 г. по случаю 100-летнего юбилея Казанского университета ему была присвоена степень доктора славянской филологии «за большие достижения в области изучения славянства» (СПбФ АРАН. Ф. 123. Оп.2. Д.1. Л.1). В 1906 г. за монографию «Черногория в прошлом и настоящем» получил премию профессора А. А. Котляревского, присуждаемую Академией наук [Лавров П.А. Разбор труда П.А. Ровинского «Черногория в ее прошлом и настоящем». Т.I и Т.II.(Ч.1 и 2), представленного на соискание премии профессора Котляревского. СПб, 1906].

Вернувшись в 1906 г. в Россию, поселился в Санкт-Петербурге. Продолжал публиковать статьи о Черногории и о Балканах в различных общественно-политических и научных изданиях, сотрудничать со славянскими комитетами и научными обществами. Тяжело переживал оккупацию Австро-Венгрией Сербии и Черногории в 1915 г. во время 1-й мировой войны 1914–1918 гг.

Похоронен на Волковом кладбище в Петрограде (ныне Санкт-Петербург).

Именем Ровинского названа одна из улиц исторической столицы Черногории – города Цетине.

Соч.:
Ровинский П. А. Черногория в ее прошлом и настоящем. – Санкт-Петербург : Типография Академии наук, 1888–1915. – 3 т.
Русские о Сербии и сербах : сборник. Т. 3. Сербские сочинения П. А. Ровинского / сост. А. Л. Шемякин. – Санкт-Петербург : Нестор-История, 2019.

Лит.:
Вукичевич М. М. П. А. Ровинский и сербы // Известия Императорского Русского географического общества, 1916. – Т. 25, вып. 7. – С. 515–541.
Тропин Г. В. П. А. Ровинский как историк, этнограф и диалектолог Восточной Сибири // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока : труды конференции по истории Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск : Издательство СО АН СССР, 1961. – С. 351–359.
Котлярская Л. А. Научное творчество П. А. Ровинского (1831–1916) и его оценка в научной литературе // Советская историческая наука: проблемы изучения и преподавания. – Калинин : Калининский государственный университет, 1986. – С. 135–147.
Котлярская Л. А. Из истории отечественной славистики: П. А. Ровинский в Черногории / Л. А. Котлярская, М. М. Фрейденберг. – Калинин : Калининский гос. университет, 1989.
Хлебникова В. Б. Павел Аполлонович Ровинский в Черногории // Советское славяноведение, 1987. – № 2. – С. 25–31.
Хлебникова В. Б. «Русский черногорец» Павел Ровинский // Родина, 2006. – № 4. – С. 75–77.
Хлебникова В. Б. Путевые и журналистские заметки П.А. Ровинского о Сербии // Славяноведение, 2017. – № 3. – С. 99–108.
Хлебникова В. Б. Павел Ровинский о национальной психологии черногорцев // Россия и Запад: диалог культур.  2019. – № 20. – С.10–20.
Павел Аполонович Ровински (1831–1916) и jужнословенске землье : зборник научних радова / гл. уред. Д. Чедомир / отг. уред. М. Душан. – Цетиње : Ђурђе Црноjевић, 1992. – (Посебна изданьа).
Павле Ровински и Црна Гора / уред. П. Влаховић. – Подгорица: Црногорска академиjа наука и умjетности, 2009.
Шемякин А. Л. Сербские сочинения П. А. Ровинского (первичное осмысление и перспективы исследования) // Славяноведение, 2017. – № 3. – С. 87–98.

Вернуться к началу