Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЮКУ́НА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2021 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский

ЮКУ́НА [самоназвание; также матапи, юкуна-матапи; исп. yucuna (yukuna), matapi, yucuna-matapi], индейский народ в Колумбии: на востоке департамента Амасонас (бассейн реки Миритипарана, на берегах реки Какета до границы с Бразилией; муниципалитет Пуэрто-Сантандер) и крайнем западе департамента Какета, также живут в посёлках и городах Араракуара, Ла-Педрера и Летисия. Численность 1,5 тыс. человек (2018, перепись).

Говорят на языке юкуна, относящемся к семье аравакских языков (группа западная навики амазонской ветви); диалекты отсутствуют. Некоторые юкуна владеют несколькими аборигенными языками (результат смешанных браков). Распространён также испанский язык. Письменность на основе латинского алфавита.

Верующие – христиане, около 80% (из них католики – 95%, протестанты – 5%), остальные сохраняют традиционные верования. Христианство у юкуна тесно переплетается с традиционными анимистическими верованиями.

Первые контакты с пришлым населением (миссионерами и сборщиками каучука) с последней трети 19 в. До прихода европейцев были воинственны, враждовали со своими индейскими соседями. В конце 19 – начале 20 в. были вовлечены в процесс сбора каучука. В это время большая часть юкуна, желая получать промышленные товары, переселилась в нижнее течение Миритипараны. Считается, что один из родов юкуна – уруми, остался жить в верховьях Миритипараны и продолжает вести изолированный образ жизни, избегая контактов с другими юкуна и внешним миром. В 1970-х – середине 1990-х гг. торговали листьями коки. В некоторых деревнях совместно проживают с представителями других народов (танимука, бора, уитото).

Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием [выращивают горький и сладкий маниок (Manihot esculenta), батат (Ipomoea batatas), кукурузу, папайю, ананас, персиковую пальму, бананы, каимо (Pouteria caimito), манго, острый перец (Capsicum annuum), коку], охотой (с использованием серватаны и ружей), рыболовством и собирательством.

Традиционная форма поселения – малока, общинное коммунальное жилище, представляющее в плане круг. В мифологических воззрениях юкуна малока является проекцией мира: пространство между четырьмя центральными опорными столбами – священная территория – центр Вселенной [мужская территория, или мамберано (от мамбе), на которую женщинам запрещён вход]. Семейные отсеки располагаются по периметру между дополнительными опорными столбами и внешней стеной. Малоки находятся на расстоянии 10–15 километров друг от друга. Обязательные ритуальные предметы интерьера: щелевые барабаны мангуаре, копьё со встроенной погремушкой, шаманская палица. Для сидения используют индивидуальные деревянные скамеечки, мужские выше женских.

Традиционная одежда мужчин – длинная узкая набедренная повязка из луба, расписанная геометрическим орнаментом; в 21 в. – креольского типа (шорты, футболки и т. п.).

Лицо раскрашивали красной и жёлтой глиной. Использовали перьевые украшения – диадемы (из белых перьев), ободок из побегов пальмы, свисающий на спину, в который втыкались разноцветные перья; ожерелья из семян и плодов растений и клыков животных (пекари, ягуара). В 21 в. все украшения достаются только во время праздников и ритуалов.

Ритуальные праздники юкуна: инициация мальчиков; так называемый «танец кукол», отождествляемый ими с обрядом юрупари. Коллективные ритуальные танцы сопровождаются ритмичной игрой на идиофонах – ударных (их функцию выполняют калебасы) и сотрясаемых (погремушки из скорлупы орехов, закрепляемые вокруг лодыжек). Из музыкальных инструментов, наряду с идиофонами, у юкуна используются барабаны мангуаре, горны, изготавливаемые из древесины бальсы (длина инструмента около 1 м, диаметр раструба – 13–17 см).

Характерная особенность ритуалов юкуна – использование масок, изготавливаемых из природных материалов: дерева бальсы и луба (Ficus rádula). Во время празднеств танцоры-мужчины в масках и костюмах (рубахи, юбки из лыка) изображают зооморфных и антропоморфных персонажей.

Для культуры юкуна характерен приём галлюциногенов: йопо, мамбе, также употребляют чичу, приготавливаемую из ферментированного ананаса. Сохраняется шаманизм (знания передаются от отца к сыну).

Развита культура разговорной речи, красноречие ценится и является важным фактором при выборе главы малоки.

Развиты ремёсла: гончарное (занимаются женщины; керамика лощится, расписывается чёрными и красными красками), плетение (сито, корзины, подставки для посуды в виде буквы «Х», циновки), столярное (например, мужчины изготавливают скамьи для сидения).

Сохраняется богатая мифология, сюжеты о похождениях четырёх детей-сирот (Карипулакена), племянников Хэ′чу (Отца-Солнца), о похождениях персонажа по имени Канумá (крадет музыкальные инструменты юрупари у женщин, создает пороги на р. Миритипаране, создаёт петроглифы на камнях) об изначальном владении женщинами священными музыкальными инструментами, которые у них были похищены; Серро-Юпати почитается как место, где Отец-Солнце построил первую малоку.

Активно участвуют в работе ассоциаций коренных народов региона: действуют Ассоциация капитанов народов Мирити Амасонас (Asociación de Capitanes Indígenas de Mirití Amazonas, ASIMA), Зональная организация коренных народов Ла-Педреры, Мирити и Апапориса (Organización Zonal Indígena de la Pedrera, Mirití y Apaporis, OZIPEMA) и Ассоциация органов власти коренных народов Педрера/Амазонас (Asociación de Autoridades Indígenas de Pedrera Amazonas, AIPEA).

Herrera Ángel L. Kanuma: un mito de los yukuna-matapí // Revista Colombiana de Antropología. ‒ 1975. – Vol.18. ‒ P. 385‒416. 
Hammen M. C. van der. El manejo del mundo : naturaleza y sociedad entre los Yukana de la Amazonia colombiana. – Utrecht : ISOR, 1992. – (Estudios en la Amazonia colombiana ; 4).
Fiori L. R. El baile del muñeco / L. R. Fiori, J. P. Monsalve. –Santa Fé de Bogotá : Cooperativa editoral magisterio, 1995.
Матусовский А. А. Макана и 50000 колумбийских песо. Эпизод экспедиции к юкуна // Вестник антропологии. – 2016. – № 4 (36). – С. 200‒209.
Матусовский А. А. Юкуна р. Миритипараны: аспекты культурного пограничья // Этнографическое обозрение. – 2019. – № 2. – С. 167–184.

Вернуться к началу