Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Я́ПЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2021 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Чининов

Я́ПЦЫ, микронезийский народ в Федеративных Штатах Микронезии, коренные жители о-вов Яп. Численность около 11,6 тыс. человек (2020, население о-вов Яп, оценка Департамента статистики Федеративных Штатов Микронезии). Говорят на языке яп, распространён английский язык. Верующие – христиане (католики и протестанты), сохраняются элементы традиционных верований.

О-ва Яп были заселены приблизительно в середине 2-го тыс. до н. э. переселенцами из островной Юго-Восточной Азии. В этногенезе япцев принимали также участие выходцы из Меланезии. Первый контакт с европейцами относится к 1625 г., когда к архипелагу подошёл голландский адмирал Г. Х. Схапенхам. Есть вероятность контактов с испанскими мореплавателями в 1528 г. (А. де Сааведра Серон) и 1543 г. (Р. Лопес де Вильялобос). Япцы занимаются земледелием и рыболовством. Главные сельскохозяйственные культуры – кокосовая пальма, ароидные, ямс, хлебное дерево, бананы. Из домашних животных были известны куры. В постконтактную эпоху (включая начало 21 в.) появились свиньи, собаки, кошки, крупный рогатый скот, лошади.

Социальная организация япского общества отличается своеобразием и сложностью в сравнении со многими другими народами Микронезии. Для социальной структуры характерны ранжированные патрилинейные линиджи (гирдиен е табинав) и нелокализованные матрилинейные кланы (генунг). Кланы состояли из субкланов, игравших более важную роль в социальной жизни, нежели кланы. Деревни (и их обитатели) делились на две касты: пилунг («высшая») и пимилингай («низшая»), подразделявшиеся, в свою очередь, на ранговые уровни. В касте пилунг было 3 ранговых уровня: к первому (можно условно обозначить «вожди») принадлежали деревни рангов булче и улун, ко второму («знать») – деревни рангов мезабан и тезабан, к третьему («общинники») – деревни ранга даворчиг. Каста пимилингай делилась на 4 ранговых уровня, каждый из которых содержал только один ранг: первый – деревни ранга милингай ни аров («слуги вождей»), второй – деревни ранга милингай, третий – деревни ранга ягуг, четвёртый – деревни ранга милингай ни кан (последние 3 ранга – «рабы»). Деревни касты пилунг располагались на побережьях, касты пимилингай – во внутренних районах островов. Браки между представителями касты пилунг и касты пимилингай были формально запрещены, хотя фактически иногда заключались. Деревни повышались или понижались в ранге в зависимости от результатов военных действий в междоусобных конфликтах. Между деревнями касты пилунг и касты пимилингай существовал сложный комплекс взаимоотношений, основанный на повинностях и вознаграждениях. Данническая система связывала деревни различных рангов касты пилунг. Структура организации деревень касты пилунг и деревень ранга милингай ни аров касты пимилингай отличалась большей сложностью, нежели деревень трёх последних рангов касты пимилингай. Тремя наиболее высокоранжированными руководящими статусами в деревнях касты пилунг и деревнях ранга милингай ни аров касты пимилингай были: пилунг ко бинав – «голос деревни», пилунг ко пагаел – «голос молодых людей» и пилунг ни пилбизир – «древний голос», имевшие функциональные разграничения. Пилунг ко бинав был фактически вождём деревни, решал все вопросы внутридеревенских и междеревенских отношений, но свои действия согласовывал с деревенским советом (пуруй), состоящим из других деревенских лидеров. Пилунг ко пагаел был лидером молодых людей, руководил их работами и представлял свою деревню в других селениях. Пилунг ни пилбизир являлся своеобразным советником деревенского вождя и пуруя и действовал больше в экономической и ритуальной сферах.

О-ва Яп делились на 8 территориальных округов (в постконтактную эпоху – 10). Три верховных политических центра территории располагались в наиболее высокоранжированных деревнях (касты пилунг) округов Рулл, Тамил и Гагил. Высокоранжированные деревни округов образовывали два противоборствующих альянса: Банпилунг («сторона вождей») во главе с округом Рулл и Банпагаел («сторона молодых людей») во главе с округом Гагил. Округ Тамил традиционно балансировал между ними, перемещаясь от одного альянса к другому при определённых обстоятельствах.

Деревни Гатчепар и Воньян округа Гагил были центрами обширной ранжированной обменно-даннической системы савеи, связывавшей эти деревни и 14 центральнокаролинских атоллов, расположенных к востоку от о-вов Яп.

Распространены ткачество и гончарное производство. Характерно изготовление т. н. каменных денег – традиционных каменных монет (раи – название, используемое на севере о-вов Яп, феи – на юге) в форме круглых дисков с отверстием посередине. Размеры монет сильно варьировали, самые крупные достигали 4 м в диаметре. Изготавливались на о-вах Палау и о-ве Гуам из отсутствующего на Япе арагонита, после чего транспортировались на о-ва Яп. Сфера применения монет была очень широкой (от покупки наложниц для мужских домов до вознаграждения искусных танцоров во время празднеств). Со 2-й половины 20 в. традиционные ремёсла и системы обмена постепенно приходят в упадок. Каменные деньги продолжают играть важную роль в япском обществе, но область их применения сузилась, переместившись в ритуально-обрядовую сферу.

Было развито судостроение. Некоторые типы судов сохранились до начала 21 в. Существовало несколько типов каноэ, предназначенных для различных целей (ловля рыбы, перевозка грузов, ведение боевых действий). Выделялось конструктивными особенностями каноэ тсукупин, имевшее также сакральную ценность и использовавшееся только в определённые месяцы для ловли летучих рыб. Распространены татуировка, раскраска тела, перфорирование носовой перегородки и чернение зубов. Известен обычай искусственного сдавливания носа новорождённым. Распространено жевание бетеля. Практиковали охоту за головами. Оружие – палица с насаженными зубами акулы, копья, копьеметалка, кинжалы, пращи, кастет из зубов акулы. Традиционное боевое искусство – фазал. Известны святилища и жрецы. Для традиционной япской религии характерны сложные космологические представления (существо Гавур ли йел йел, создавшее 4-уровневую вселенную и др.), вера в небесных богов или богов творения, богов сельскохозяйственных культур, духов предков, духов природы и т. н. неклассифицированных духов (например, дух, склоняющий честных людей к воровству; дух, обитающий в мужских домах). До прихода европейцев использовался ритуальный лунный календарь.

Лит.:
Müller W.
Yap // Müller W. Ergebnisse der Südsee-Expedition 1908–1910. 2. Ethnographie. B. Mikronesien. – Hamburg : Friederichsen, 1917. – Bd. 2.
Lessa W. Ulithi and the Outer Native World // American Anthropologist. – 1950. – № 1. – P. 27–52.
Schneider D. Double descent on Yap // The Journal of the Polynesian Society. – 1962. – Vol. 71, № 1. – P. 1–24.
Lingenfelter Sh. Yap : Political Leadership and Culture Change in an Island Society. – Honolulu : The University Press of Hawaii, 1975.
Labby D. The Demystification of Yap. – Chicago : University of Chicago Press, 1976.
Berg M. Yapese politics, Yapese money and the Sawei tribute network before World War I. // The Journal of Pacific History. – 1992. – Vol. 27, № 2. – P. 150–164.
Лебедева А. А. Очерк современного состояния традиционной культуры о. Яп // Материалы полевых исследований МАЭ РАН : вып. 13 / под ред. Е. Г. Федоровой. – Санкт-Петербург : Кунсткамера, 2013. – С. 136–152.
Лебедева А. А. Традиционные социальные институты острова Яп : форма этнической (локально-групповой) идентификации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: История. – 2014. – №. 1. – С. 104–114. 
 Чининов И. В. «Япская империя» : реальность или гипотеза // Клио. – 2014. – № 5 (89). – С. 20–24.
Чининов И. В. Система организации власти в япской деревне // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 9. – С. 35–40.

Интернет-ресурс:
Population Statistics // FSM Statistics. 

Вернуться к началу