Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНГУАРЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2021 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский
Мангуаре. Колумбия, община матапи Мамурá.  Фото А. А. Матусовского, 2015 г.

МАНГУАРЕ́, магуаре (manguaré, maguaré), музыкальный инструмент, ударный идиофон. Характерен для культуры коренных народов северо-западной Амазонии – бора, муруи-муинаве (уитото), юкуна и др. Корпус деревянный, цилиндрический, полый (в таком случае инструмент определяется как щелевой барабан) или сплошной (из двух цельных кусков дерева в форме перевёрнутых каноэ) длиной около 2 м и диаметром около 50–60 см. Изготавливается из дерева ценных пород. Часто парный. Играют деревянными колотушками, причём на полом мангуаре – короткими (40–50 см) колотушками с каучуковыми головками весом до 1 кг (для увеличения срока службы их перетягивают сеткой, сплетённой из растительных волокон).

Если инструмент парный, то в первом случае (с полым корпусом) его части называются на языке уитото хуа-ра и хуа, во втором – кораб-рк и хуа-к-и. Парные барабаны ассоциируются: хуа-ра – с мужским началом, хуа – с женским (а также с человеческой грудной клеткой). Согласно мифологии уитото, женский барабан мангуаре произошёл из черенка маниока.

Мангуаре – неотъемлемый атрибут малоки, часть её сакрального внутреннего пространства. Инструмент устанавливают рядом с основным (мужским) входом в малоку, подвешивая под небольшим углом к земле на специально предназначенной для этого деревянной раме. Для изготовления мангуаре и деталей несущей конструкции используют только природные материалы.

На мангуаре играют мужчины. Согласно традиционным представлениям, звук, исходящий из мангуаре, – это голос хозяина малоки (духа малоки), сообщающего о различных стадиях подготовки ритуала и объявляющего, что все работы завершены и гости могут приходить в малоку на праздник. Во время ритуалов играющий на мангуаре принимает галлюциногены (йопо, мамбе); считается, что он разговаривает с духом мангуаре.

При игре музыкант располагается у торцевой нижней части мангуаре таким образом, чтобы, держа колотушки в левой и правой руках, он мог бить ими по обоим барабанам одновременно. Если парный мангуре состоит из цельных кусков дерева, музыкант может находиться в центре конструкции. Искусство игры на мангуаре передаётся от отца к сыну.

Дифференцированные ритмы игры на мангуаре, различимые по информационной и ритуальной значимости, воспроизводятся в зависимости от ситуации или церемонии. Партии мужского и женского барабанов различаются частотой и скоростью ударов: на мужском барабане исполняют основной ритм, на женском – вспомогательный. Если части парного мангуаре неодинаковы по размерам (т. е. если женский барабан меньше), то они имеют разную относительную высоту звука (женский барабан звучит выше). У каждой ритмической последовательности, извлекаемой из мангуаре, есть фонетический и идиоматический эквиваленты, сопоставимые с языком конкретной этнической группы, понятные её представителям. Звуки мангуаре задают ритм в коллективных танцах.

Звук мангуаре слышен на расстоянии 10–12 км, т. е. в ближайших (соседских) малоках, состоящих между собой, как правило, в дружественных междеревенских отношениях. Мангуаре используется также как сигнальный инструмент для передачи на расстоянии какой-либо информации (сообщения о болезни, смерти, опасности и т. п.).

Benjamín Yépez C. Notas sobre el manguare // Maguare. – 1983‒1984. – Vol. II, № 2. – P. 5‒7.

Вернуться к началу