Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

У́НКЕЛЬ-НИМУЕНДАЖУ́ КУРТ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2021 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский

У́НКЕЛЬ-НИМУЕНДАЖУ́ КУРТ (Curt Unckel-Nimuenda) (17.4.1883, Йена, Германская империя, ныне Германия – 10.12.1945, Санта-Рита, Бразилия), немецкий этнолог-самоучка, один из основоположников бразильской антропологии.

С детства интересовался культурой индейцев, страстно желал увидеть своими глазами их жизнь. В 1903 г. покинул Германию и уезхал в Бразилию. До конца своей жизни возвращался в Германию только один раз.

Спустя два года после приезда в Бразилию К. Ункель познакомился с индейцами гуарани-апапокува. Прожив некоторое время в одной из их общин, в 1906 г. после прохождения сложного обряда получает от гуарани-апапокува индейское имя Нимуендажу – «тот, который имеет жилище среди нас». Подписывая научные работы, он опускал свою немецкую фамилию, оставляя только индейское имя – Нимуендажу. Под этим именем он вошёл в историю американистики.

До 1913 г. жил в Сан-Паулу, затем в Белене. В 1922 г. получил бразильское гражданство.

С 1905 по 1945 г. К. Ункель-Нимуендажу провёл множество полевых этнографических и археологических исследований на территории Бразилии, посетив индейские группы, проживающие в различных регионах страны:
• 1905–1908 – экспедиция к гуарани, каинганг (запад штата Сан-Паулу);
• 1909 – гуарани, каинганг, опайе, оти, терено (запад штата Сан-Паулу, юг штата Мату-Гросу);
• 1910, 1911 – гуарани, каинганг (запад и побережье штата Сан-Паулу);
• 1912 – гуарани, каинганг, каигуа (запад и побережье штата Сан-Паулу, области Тибажи, Иваи);
• 1913 – опайе, гуарани, каигуа (юг штата Мату-Гросу);
• 1914–1915 – тембе, тимбира, урубу (область Гурупи);
• 1915 – апараи (штат Пара);
• 1915–1916 – тембе;
• 1916–1919 – журуна, шипая, арара, каяпо (штаты Мату-Гросу и Амазонас);
• 1920 – экспедиция по побережью Амазонки в штате Пара;
• 1921 – экспедиция на реку Ояпок;
• 1921–1923 – паринтинтин, мура, пира, тора (штат Амазонас);
• 1922 – матанави (о. Маражо);
• 1923 – мауэ; археологические раскопки (реки Тапажос, Мариакуан);
• 1925 – экспедиция на реку Ояпок: паликур; археологические раскопки (о. Маражо);
• 1924–1925 – экспедиция на реки Тапажос, Тромбетас, Жамунда, Кавиана; археологические раскопки (штат Амазонас);
• 1925 – экспедиция на реку Ояпок: паликур; индейцы реки Уаса; археологические раскопки;
• 1926 – мура, мундуруку; археологические раскопки (на реках Токантинс, Мадейра, Аутас);
• 1927 – экспедиция на реки Риу-Негру, Исана, Ваупес (штат Амазонас): банива, ванана, тариана, тукано, маку и др.;
• 1928 – археологические раскопки (река Тапажос);
• 19281929 – апинайе, канела, крикати, крепумкатейе, пукобье, гуажажара (штаты Мараньян, Гояс);
• 1929 – тукуна (штат Амазонас);
• 1930 – апинайе, шеренте, крао, канела (штаты Токантинс, Мараньян);
• 1931 – апинайе, канела (штаты Токантинс, Мараньян);
• 1932 – апинайе (штат Токантинс);
• 1933 – канела (штат Мараньян);
• 1934 – фульнио, шукуру (штат Пернамбуку);
• 1935 – канела (штат Мараньян);
• 1936 – гамела, канела (штат Мараньян);
• 1937 – апинайе, шеренте (штат Токантинс);
• 19381939 – паташо, камака, машакали, ботокуды (штаты Баия, Минас-Жерайс, Эспириту-Санту);
• 1940 – горотире, каяпо реки Арраяс;
• 1941–1942, 1945 – тукуна (штат Амазонас).

Подолгу находился в поле среди индейцев (при этом пунктуально следовал своим привычкам, каждый день брился). Большое внимание уделял документированию индейских языков, мифологии. Его исследования (совместно с Р. Г. Лоуи) социальной организации групп, говорящих на языках же, стали новым этапом в изучении бразильской этнографии. Занимался также составлением карт местности.

Автор многочисленных научных работ (статей и монографий) по этнографии индейцев Бразилии. В 1914–1915 гг. появились первые публикации в журнале «Zeitschrift für Ethnologie».

Всю жизнь К. Ункель-Нимуендажу защищал и боролся за права индейцев, отождествлял себя с ними. Участвовал в экспедициях, целью которых было установление первых мирных контактов с изолированными племенами (в 1922 – умиротворение паринтинтин на реке Мадейра).

Умер во время своей последней экспедиции в Амазонию к индейцам тукуна на Солимойнсе (верхнее течение Амазонки).

После смерти К. Ункеля-Нимуендажу остались многочисленные неопубликованные записи и материалы, основная часть которых хранилась в Национальном музее Бразилии (г. Рио-де-Жанейро). Все они погибли во время пожара в музее в 2018 г. Предметы из этнографической и археологической коллекций К. Ункеля-Нимуендажу хранятся в музеях Бразилии, Германии и Швеции.

В 1965 г. в Германии, в Йене, в честь К. Ункеля-Нимуендажу был установлен памятный камень.

Соч.:
Nimuendaju C. U. Die Sagen von der Erschaffung und Vernichtung der Welt als Grundlagen der Religion der Apapocúva-Guaraní // Zeitschrift für Ethnologie. – 1914. – 46. – S. 284‒403.
Nimuendaju C. U. Sagen der Tembe-Indianer (Pará und Maranhão) // Zeitschrift für Ethnologie. – 1915. – 47. – S. 281‒301.
Nimuendaju C. U. Os indios Parintintin do Alto Madeira // Journal de la Société des Américanistes. – 1924. – T. 16. – P. 201‒278.
Nimuendaju C. U. Besuch bei den Tukuna-Indianern // Ethnologischer Anzeiger. –1930. – Bd. 2, Heft 4. – S. 188‒194.
Nimuendaju C. U. The Dual Organizations of the Ramko′kamekra (Canella) of Northern Brazil / C. U. Nimuendaju, Robert H. Lowie // American Anthropologist. – 1937. – Vol. 39, № 4 (p. 1). – P. 565‒582.
Nimuendaju C. U. The Gamella Indians // Primitive Man. – 1937. – 10 (3‒4). – P. 58‒71.
Nimuendaju C. U. The Eastern Timbira. – New York : Kraus Reprint, 1971.
Nimuendaju C. U. The Tukuna. – New York : Kraus Reprint, 1971.

Лит.:
Baldus H. Curt Nimuendajú // Boletim Bibliográfico. – 1945. – Ano 2, vol. 8. – P. 91‒99.
Матусовский А. А. История изучения этнографии индейских племен тропических лесов и саванн Южной Америки немецкоязычными этнологами конца 19 – середины 20 века // Исторические исследования. – 2016. – № 4. ‒ С. 178‒195.

Вернуться к началу