ЭСКИМО́СЫ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭСКИМО́СЫ (самоназвание – юпигыт), этнич. общность, группа эскимосско-алеутских (эскалекутских) народов циркумполярной зоны. Живут на юж. и вост. побережье Чукотского п-ова на северо-востоке России (1,7 тыс. чел., в т. ч. 1,5 тыс. чел. в Чукотском автономном окр., – 2010, перепись), п-ове Аляска на северо-западе США (34,3 тыс. юпик и 33,4 тыс. инупик – 2010, перепись), на севере Канады (инуит; 59,4 тыс. чел. – 2011, перепись), на западе и юго-востоке о. Гренландия в Дании (55 тыс. чел. – 2015, перепись). В осн. принадлежат к арктической расе. Говорят на эскимосских языках, в США и Канаде – также на англ. и франц., в Гренландии – на дат., в России – в осн. на рус., а также на чукот. языках. В осн. христиане (протестанты, католики, православные).
К Э. юпикской группы относятся азиатские, центр.- и южноаляскинские Э., к Э. инуитской группы – Э. Сев. Аляски, Канады и Гренландии. Азиатские Э. живут в осн. в Провиденском (пос. Провидения, сёла Новое Чаплино и Сиреники), Чукотском (сёла Уэлен, Лаврентия, Лорино) и на юге Иультинского (пос. Уэлькаль) р-на Чукотского автономного окр., а также в г. Анадырь, 1,6 тыс. чел. – на северо-западе о. Св. Лаврентия в США, в т. ч. в посёлках Гамбелл (0,6 тыс. чел.) и Савунга (0,7 тыс. чел.); центральноаляскинские Э. – между зал. Нортон на севере и зал. Нушагак и оз. Илиамна на юге, на островах Нунивак и Нельсон и в низовьях рек Юкон и Кускокуим (32,3 тыс. чел.); южноаляскинские Э. (алютик, сугпиак) – на побережье п-овов Аляска и Кенай до зал. Принс-Уильям и о-вах Кадьяк (0,4 тыс. чел.); северноаляскинские Э. (инупиак) – от бухты Хупер в Беринговом м. до о. Бартер в м. Бофорта, на островах Нунивак и Диомида и во внутр. районах Аляски (33,4 тыс. чел.). Канадские Э. живут в Регионе поселения инавиалуит (север Сев.-Зап. территорий; 3,3 тыс. чел. – Деп-т по делам индейцев и развитию сев. территорий, 2017), на территории Нунавут (27,1 тыс. чел.), в областях Нунавик (север пров. Квебек; 10,8 тыс. чел.) и Нунатсиавут (северо-запад пров. Ньюфаундленд и Лабрадор; 2,3 тыс. чел.). О гренландских Э. см. в ст. Гренландцы.
Предки Э. отделились от др. эскимосско-алеутской общности (см. также Алеуты) в 4–2-м тыс. до н. э. в результате расселения по арктич. побережью Сев.-Вост. Азии и Сев. Америки. Их гл. занятием был мор. зверобойный промысел, составивший основу палеоэскимосской культуры о. Врангеля и неоэскимосских культур Дорсет, древнеберингоморской культуры, Бирник, Пунук, Туле и др. (сер. 2-го тыс. до н. э. – сер. 2-го тыс. н. э.). К концу этого периода окончательно сформировалась традиц. культура Э. с характерными формами приспособления к жизни в Арктике: гарпун, охотничья каркасная лодка (каяк), глухая одежда из меха (у азиатских Э. – из оленьих и нерпичьих шкур, до кон. 19 в. – также из птичьих шкурок, летом – из нерпичьих кишок; у американских и гренландских – из моржовых шкур), полуземлянка (см. Валькар) и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа и т. п. Помимо мор. охоты, занимались рыболовством (особенно на юго-западе Аляски и на юж. побережье Гренландии); Э. внутр. областей Аляски и Канады специализировались на охоте на оленя карибу («Э. карибу»); большинство Э. Канады и Сев. Аляски сочетали мор. и сухопутную охоту. Б. ч. американских и гренландские Э. не имели развитой племенной и клановой организации, система термина родства линейного типа; у азиатских и сев.-аляскинских Э. были унилинейные (в осн. эндогамные) кланы, состоящие из линиджей, система терминов родства бифуркативно-линейного типа. В 18–19 вв. часть Э. перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии – к товарному рыболовству. В 20 в. среди Э. сложилась интеллигенция и класс предпринимателей. По соглашению с правительством Канады в 1980–90-х гг. земли, населённые Э., были частично отданы им в собственность, а частично переданы в совместное владение.
Эскимосы России
(самоназвания: югыт – люди, юпигыт – настоящие люди) живут совместно с береговыми чукчами и ассимилируются ими. До 18 в. были расселены до Чаунской губы на западе и устья Анадыря на юге. К нач. 20 в. проживали от Берингова прол. на севере до зал. Креста на юге. В сер. 1970-х гг. среди азиатских Э. выделялись северные – между мысом Дежнё- ва и Мечигменской губой (науканцы – в посёлках Уэлен, Лаврентия и Лорино) и южные – юго-восток Чукотского п-ова и зал. Креста (чаплинцы – в посёлках Новое Чаплино, Провидения и Уэлькаль и сиреникцы). Традиц. культура типична для коренных народов Северо-Востока России (см. раздел Народы и языки в томе «Россия»). Занимались мор. охотой (на китов, моржей, тюленей, нерп) с использованием байдар (умиак, анъяпик), каяка, гарпуна (унг’ак), копья (пана). Передвигались на ступательных лыжах (валгуягык) и дугокопыльных нартах (к’имухсик) в собачьей упряжке (веерной, с сер. 19 в. – цугом).
Поселение состояло из нескольких патрилинейных общин, каждая – в своей полуземлянке; управлялось старостой (умилык). Родств. семьи объединялись также в байдарные артели (ан’ям има). Практиковались полигамия, отработка за жену, колыбельный сговор; брачное поселение билокальное. Жилище – прямоугольная в плане полуземлянка (нын’лю) с полусферич. сводом на каркасе из китовых челюстей и рёбер, покрытым оленьими шкурами; имела вход через углублённый в землю коридор, укреплённый позвонками кита, часто также – через отверстие в своде, отапливалась каменной, глиняной или дерев. лампой (наник) на тюленьем или нерпичьем жире или очагом. С 17–18 вв. осн. тип жилища – типа чукотской яранги (мын’тыг’ак). Одежда сев.-вост. типа: у мужчин – короткая кухлянка (аткук) с пришитыми к рукавам рукавицами, штаны до колен, чулки (чижи) и сапоги (камгык) с кососрезанным голенищем, у женщин – меховой комбинезон (к’алывагык). На глазах зимой носили дерев. очки с узкими прорезями. Практиковали раскраску лица охрой или графитом, татуировку (особенно у женщин), в носовой перегородке носили украшения из колец, бус, осколков раковин.
Сохраняют веру в безличную магическую силу (сила, хила), духов (инуа, тунг’ныг’ат), хозяина вселенной Киягныка, морского духа Касака, Владычицу моря (Мыгым Агна – Морская женщина). Практиковали охотничьи ритуалы, шаманизм (сильнейшими шаманами считались женщины). Осенью проводили поминальные обряды (акх, исахтук). Промысловые праздники: Кита (Полъя – по поводу добычи кита), весной – Байдары (Атыгак – первый спуск байдары на воду и начало промысла), летом – Моржовых голов, осенью – проводы мор. животных (Саяк). Развиты меховая мозаика, вышивка, резьба по кости. Фольклор включал «истинные» сказания (унипамсюк), космогонич. предания, волшебно-мифологические (о Вороне, Орле, о брате и сестре, превратившихся в Солнце и Луну, о злых духах тунгаках и др.) и героич. сказки, сказки о животных-помощниках, о сироте. Музыка (айнгананга) преим. вокальная, количество муз. инструментов минимально; высокий статус в культуре сохраняет бубен (саяк/сягуяк – с внешней рукояткой, мембраной из желудка моржа, колотушкой из китового уса). Различаются песни «большие» (иляган; ансамблевые унисонно-гетерофонные) и «малые» (иглюткун; б. ч. сольные); характерна именная закреплённость напевов. Проводятся песенные турниры (ыгмихтатак). Танцы имеют в осн. подражательный характер («Ворон», «Охота на кита», «Охота на моржа» и др.). Наряду с танцами, исполняющимися стоя, практикуются «сидячие танцы», при исполнении которых двигаются корпус, руки и голова (в т. ч. обрядовый танец агуля/агулякут на празднике Кита). Распространены (также у сев.-амер. Э.) парные звуковые игры девочек (саягакут/писайнга; т. н. горлохрипение – ритмичное звуковоспроизведение на вдохе и выдохе).
Включены в Список коренных малочисленных народов России.