Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭСКИМО́СЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 451-452

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Арутюнов, М. М. Бронштейн, Е. В. Головко, Н. А. Лопуленко (Эскимосы России)

ЭСКИМО́СЫ (са­мо­наз­ва­ние – юпи­гыт), эт­нич. общ­ность, груп­па эс­ки­мос­ско-але­ут­ских (эс­ка­ле­кут­ских) на­ро­дов цир­кум­по­ляр­ной зо­ны. Жи­вут на юж. и вост. по­бе­ре­жье Чу­кот­ско­го п-ова на се­ве­ро-вос­то­ке Рос­сии (1,7 тыс. чел., в т. ч. 1,5 тыс. чел. в Чу­кот­ском ав­то­ном­ном окр., – 2010, пе­ре­пись), п-ове Аля­ска на се­ве­ро-за­па­де США (34,3 тыс. юпик и 33,4 тыс. ину­пик – 2010, пе­ре­пись), на се­ве­ре Ка­на­ды (ину­ит; 59,4 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), на за­па­де и юго-вос­то­ке о. Грен­лан­дия в Да­нии (55 тыс. чел. – 2015, пе­ре­пись). В осн. при­над­ле­жат к арк­ти­чес­кой ра­се. Го­во­рят на эс­ки­мос­ских язы­ках, в США и Ка­на­де – так­же на англ. и франц., в Грен­лан­дии – на дат., в Рос­сии – в осн. на рус., а так­же на чу­кот. язы­ках. В осн. хри­стиа­не (про­те­стан­ты, ка­то­ли­ки, пра­во­слав­ные).

К Э. юпик­ской груп­пы от­но­сят­ся ази­ат­ские, центр.- и юж­но­аля­скин­ские Э., к Э. ину­ит­ской груп­пы – Э. Сев. Аля­ски, Ка­на­ды и Грен­лан­дии. Ази­ат­ские Э. жи­вут в осн. в Про­ви­ден­ском (пос. Про­ви­де­ния, сё­ла Но­вое Ча­п­ли­но и Си­ре­ни­ки), Чу­кот­ском (сё­ла Уэ­лен, Лав­рен­тия, Ло­ри­но) и на юге Иуль­тин­ско­го (пос. Уэль­каль) р-на Чу­кот­ско­го ав­то­ном­но­го окр., а так­же в г. Ана­дырь, 1,6 тыс. чел. – на се­веро-за­па­де о. Св. Лав­рен­тия в США, в т. ч. в по­сёл­ках Гам­белл (0,6 тыс. чел.) и Са­вун­га (0,7 тыс. чел.); цент­раль­ноаля­скин­ские Э. – ме­ж­ду зал. Нор­тон на се­ве­ре и зал. Ну­ша­гак и оз. Или­ам­на на юге, на ост­ро­вах Ну­ни­вак и Нель­со­н и в ни­зовь­ях рек Юкон и Кус­ко­ку­им (32,3 тыс. чел.); юж­ноаля­скин­ские Э. (алю­тик, суг­пи­ак) – на по­бе­ре­жье п-овов Аля­ска и Ке­най до зал. Принс-Уиль­ям и о-вах Кадь­як (0,4 тыс. чел.); се­верноаля­скин­ские Э. (ину­пи­ак) – от бухты Ху­пер в Бе­рин­го­вом м. до о. Бар­тер в м. Бо­фор­та, на ост­ро­вах Ну­ни­вак и Дио­ми­да и во внутр. рай­онах Аля­ски (33,4 тыс. чел.). Ка­над­ские Э. жи­вут в Ре­ги­оне по­се­ле­ния ина­виа­луи­т (се­вер Сев.-Зап. тер­ри­то­рий; 3,3 тыс. чел. – Деп-т по де­лам ин­дей­цев и раз­ви­тию сев. тер­ри­то­рий, 2017), на тер­ри­то­рии Ну­на­вут (27,1 тыс. чел.), в об­лас­тях Ну­на­вик (се­вер пров. Кве­бек; 10,8 тыс. чел.) и Ну­нат­сиа­вут (се­ве­ро-за­па­д пров. Нью­фа­унд­ленд и Лаб­ра­дор; 2,3 тыс. чел.). О грен­ланд­ских Э. см. в ст. Грен­ланд­цы.

Центральноаляскинские эскимосы. Порт-Кларенс. Фото У. Динуидди. Кон. 19 в. Национальное управление архивов и документации США (Вашингтон).

Пред­ки Э. от­де­ли­лись от др. эс­ки­мос­ско-але­ут­ской общ­но­сти (см. так­же Але­уты) в 4–2-м тыс. до н. э. в ре­зуль­та­те рас­се­ле­ния по арк­тич. по­бе­ре­жью Сев.-Вост. Азии и Сев. Аме­ри­ки. Их гл. за­ня­ти­ем был мор. зве­ро­бой­ный про­мы­сел, со­ста­вив­ший ос­но­ву па­лео­эс­ки­мос­ской куль­ту­ры о. Вран­ге­ля и нео­эс­ки­мос­ских куль­тур Дор­сет, древ­не­бе­рин­го­мор­ской куль­ту­ры, Бир­ник, Пу­нук, Ту­ле и др. (сер. 2-го тыс. до н. э. – сер. 2-го тыс. н. э.). К концу этого пе­рио­да окончательно сформировалась традиц. культура Э. с ха­рак­тер­ны­ми фор­ма­ми при­спо­соб­ле­ния к жиз­ни в Арк­ти­ке: гар­пун, охот­ни­чья кар­кас­ная лод­ка (ка­як), глу­хая оде­ж­да из ме­ха (у ази­ат­ских Э. – из олень­их и нер­пичь­их шкур, до кон. 19 в. – так­же из птичь­их шку­рок, ле­том – из нер­пичь­их ки­шок; у аме­рикан­ских и грен­ланд­ских – из мор­жо­вых шкур), по­лу­зем­лян­ка (см. Валь­кар) и ку­по­ло­об­раз­ное жи­ли­ще из сне­га (иг­лу), жи­ро­вая лам­па и т. п. По­ми­мо мор. охо­ты, за­ни­ма­лись ры­бо­лов­ст­вом (осо­бен­но на юго-западе Аляс­ки и на юж. по­бе­ре­жье Грен­лан­дии); Э. внутр. об­лас­тей Аля­ски и Ка­на­ды спе­циа­ли­зи­ро­ва­лись на охо­те на оле­ня ка­ри­бу («Э. ка­ри­бу»); боль­шин­ст­во Э. Ка­на­ды и Сев. Аля­ски со­че­та­ли мор. и су­хо­пут­ную охо­ту. Б. ч. аме­ри­кан­ских и грен­ланд­ские Э. не име­ли раз­ви­той пле­мен­ной и кла­но­вой ор­га­ни­за­ции, сис­те­ма тер­ми­на род­ст­ва ли­ней­но­го ти­па; у ази­ат­ских и сев.-аля­скин­ских Э. бы­ли уни­ли­ней­ные (в осн. эн­до­гам­ные) кла­ны, со­стоя­щие из ли­нид­жей, сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па. В 18–19 вв. часть Э. пе­ре­шла к то­вар­ной пуш­ной охо­те (трап­пер­ст­ву), в Грен­лан­дии – к то­вар­но­му ры­бо­лов­ст­ву. В 20 в. сре­ди Э. сло­жи­лась ин­тел­ли­ген­ция и класс пред­при­ни­ма­те­лей. По со­гла­ше­нию с пра­ви­тель­ст­вом Ка­на­ды в 1980–90-х гг. зем­ли, на­се­лён­ные Э., бы­ли час­тич­но от­да­ны им в соб­ст­вен­ность, а час­тич­но пе­ре­да­ны в со­вме­ст­ное вла­де­ние.

Эскимосы России

(са­мо­на­зва­ния: югыт – лю­ди, юпи­гыт – на­стоя­щие лю­ди) жи­вут со­вме­ст­но с бе­ре­го­вы­ми чук­ча­ми и ас­си­ми­ли­ру­ют­ся ими. До 18 в. бы­ли рас­се­ле­ны до Ча­ун­ской гу­бы на за­па­де и устья Ана­ды­ря на юге. К нач. 20 в. про­жи­ва­ли от Бе­рин­го­ва прол. на се­ве­ре до зал. Кре­ста на юге. В сер. 1970-х гг. сре­ди ази­ат­ских Э. вы­де­ля­лись се­вер­ные – ме­ж­ду мы­сом Деж­нё- ­ва и Ме­чиг­мен­ской гу­бой (нау­кан­цы – в по­сёл­ках Уэлен, Лав­рен­тия и Ло­ри­но) и юж­ные – юго-вос­ток Чу­кот­ско­го п-ова и зал. Кре­ста (ча­п­лин­цы – в по­сёл­ках Но­вое Ча­п­ли­но, Про­ви­де­ния и Уэль­каль и си­ре­ник­цы). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ко­рен­ных на­ро­дов Се­ве­ро-Вос­то­ка Рос­сии (см. раз­дел На­ро­ды и язы­ки в томе «Рос­сия»). За­ни­ма­лись мор. охо­той (на ки­тов, мор­жей, тю­ле­ней, нерп) с ис­поль­зо­ва­ни­ем бай­дар (уми­ак, анъ­я­пик), кая­ка, гар­пу­на (унг’ак), ко­пья (па­на). Пе­ре­дви­га­лись на сту­па­тель­ных лы­жах (вал­гуя­гык) и ду­го­ко­пыль­ных нар­тах (к’имухсик) в со­бачь­ей уп­ряж­ке (ве­ер­ной, с сер. 19 в. – цу­гом).

По­се­ле­ние со­стоя­ло из не­сколь­ких пат­ри­ли­ней­ных об­щин, ка­ж­дая – в сво­ей по­лу­зем­лян­ке; управ­ля­лось ста­рос­той (уми­лык). Родств. се­мьи объ­е­ди­ня­лись так­же в бай­дар­ные ар­те­ли (ан’ям има). Прак­ти­ко­ва­лись по­ли­га­мия, от­ра­бот­ка за же­ну, ко­лы­бель­ный сго­вор; брач­ное по­се­ле­ние би­ло­каль­ное. Жи­ли­ще – пря­мо­уголь­ная в пла­не по­лу­зем­лян­ка (нын’лю) с по­лу­сфе­рич. сво­дом на кар­ка­се из ки­то­вых че­лю­стей и рё­бер, по­кры­тым олень­и­ми шку­ра­ми; име­ла вход че­рез уг­луб­лён­ный в зем­лю ко­ри­дор, ук­ре­п­лён­ный по­звон­ка­ми ки­та, час­то так­же – че­рез от­вер­стие в сво­де, ота­п­ли­ва­лась ка­мен­ной, гли­ня­ной или де­рев. лам­пой (на­ник) на тю­лень­ем или нер­пи­чь­ем жи­ре или оча­гом. С 17–18 вв. осн. тип жи­ли­ща – ти­па чу­кот­ской яран­ги (мын’тыг’ак). Оде­ж­да сев.-вост. ти­па: у муж­чин – ко­рот­кая кух­лян­ка (ат­кук) с при­ши­ты­ми к ру­ка­вам ру­ка­ви­цами, шта­ны до ко­лен, чул­ки (чи­жи) и са­по­ги (кам­гык) с ко­со­сре­зан­ным го­ле­ни­щем, у жен­щин – ме­хо­вой ком­би­не­зон (к’алы­вагык). На гла­зах зи­мой но­си­ли де­рев. оч­ки с уз­ки­ми про­ре­зя­ми. Прак­ти­ко­ва­ли рас­крас­ку ли­ца ох­рой или гра­фи­том, та­туи­ров­ку (осо­бен­но у жен­щин), в но­со­вой пе­ре­го­род­ке но­си­ли ук­ра­ше­ния из ко­лец, бус, оскол­ков ра­ко­вин.

Со­хра­ня­ют ве­ру в без­лич­ную ма­ги­чес­кую си­лу (си­ла, хи­ла), ду­хов (инуа, тунг’ныг’ат), хо­зяи­на все­лен­ной Ки­яг­ны­ка, мор­ско­го ду­ха Ка­са­ка, Вла­ды­чицу мо­ря (Мы­гым Аг­на – Мор­ская жен­щина). Прак­ти­ко­ва­ли охот­ни­чьи ри­туа­лы, ша­ма­низм (силь­ней­ши­ми ша­ма­на­ми счи­та­лись жен­щи­ны). Осе­нью про­во­ди­ли по­ми­наль­ные об­ря­ды (акх, исах­тук). Про­мы­сло­вые празд­ни­ки: Ки­та (Полъя – по по­во­ду до­бы­чи ки­та), вес­ной – Бай­да­ры (Аты­гак – пер­вый спуск бай­да­ры на во­ду и на­ча­ло про­мыс­ла), ле­том – Мор­жо­вых го­лов, осе­нью – про­во­ды мор. жи­вот­ных (Са­як). Раз­ви­ты ме­хо­вая мо­заи­ка, вы­шив­ка, резь­ба по кос­ти. Фольк­лор вклю­чал «ис­тин­ные» ска­за­ния (уни­пам­сюк), кос­мо­го­нич. пре­да­ния, вол­шеб­но-ми­фо­ло­ги­чес­кие (о Во­ро­не, Ор­ле, о бра­те и се­ст­ре, пре­вра­тив­ших­ся в Солн­це и Лу­ну, о злых ду­хах тун­га­ках и др.) и ге­ро­ич. сказ­ки, сказ­ки о жи­вотных-по­мощ­ни­ках, о си­ро­те. Му­зы­ка (айн­га­нан­га) пре­им. во­каль­ная, ко­ли­че­ст­во муз. ин­ст­ру­мен­тов ми­ни­маль­но; вы­со­кий ста­тус в куль­ту­ре со­хра­ня­ет бу­бен (са­як/ся­гу­як – с внеш­ней ру­ко­ят­кой, мем­бра­ной из же­луд­ка мор­жа, ко­ло­туш­кой из ки­то­во­го уса). Раз­ли­ча­ют­ся пес­ни «боль­шие» (иля­ган; ан­самб­ле­вые уни­сон­но-ге­те­ро­фон­ные) и «ма­лые» (иг­лют­кун; б. ч. соль­ные); ха­рак­тер­на имен­ная за­кре­п­лён­ность на­пе­вов. Про­во­дят­ся пе­сен­ные тур­ни­ры (ыг­мих­та­так). Тан­цы име­ют в осн. под­ра­жа­тель­ный ха­рак­тер («Во­рон», «Охо­та на ки­та», «Охо­та на мор­жа» и др.). На­ря­ду с тан­ца­ми, ис­пол­няю­щи­ми­ся стоя, прак­ти­ку­ют­ся «си­дя­чие тан­цы», при ис­пол­не­нии ко­то­рых дви­га­ют­ся кор­пус, ру­ки и го­ло­ва (в т. ч. об­ря­до­вый та­нец агу­ля/агу­ля­кут на празд­ни­ке Ки­та). Рас­про­стра­не­ны (так­же у сев.-амер. Э.) пар­ные зву­ко­вые иг­ры де­во­чек (сая­га­кут/пи­сайн­га; т. н. гор­лох­ри­пе­ние – рит­мич­ное зву­ко­вос­про­из­ве­де­ние на вдо­хе и вы­до­хе).

Вклю­че­ны в Спи­сок ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов Рос­сии.

Лит.: Boas F. The Central Eskimo. Lincoln, 1964; Ару­тю­нов С. А., Сер­ге­ев Д. А. Проб­ле­мы эт­ни­чес­кой ис­то­рии Бе­рин­го­мо­рья. Эк­вен­ский мо­гиль­ник. М., 1975; Ray D. J. The Eskimos of Bering Strait, 1650–1898. Seattle, 1975; Ди­ков Н. Н. Древ­ние куль­ту­ры Се­ве­ро-Во­сточ­ной Азии. Азия на сты­ке с Аме­ри­кой в древ­но­сти. М., 1979; Nelson E. W. The Eskimo about Bering Strait. Wash., 1983; Burch E. S. The Caribou Inuit // Native peo­ples: The Canadian experience. Toronto, 1986; idem. Alliance and conflict: The world system of the Inupiaq Eskimos. Lincoln, 2005; idem. Social life in North-West Alaska: The structure of Inupiaq Eskimo nations. Fairbanks, 2006; Шей­кин Ю. И. Ис­то­рия му­зы­каль­ной куль­ту­ры на­ро­дов Си­би­ри. М., 2002; Мир арк­ти­чес­ких зве­ро­бо­ев. Ша­ги в не­по­знан­ное. М.; Ана­дырь, 2007; Ло­пу­лен­ко Н. А. Эс­ки­мо­сы // На­ро­ды Се­ве­ро-Вос­то­ка Си­би­ри. М., 2010; Krupnik I., Chlenov M. Yupik transitions: Change and survival at Bering Strait, 1900–1960. Fairbanks, 2013.

Вернуться к началу