Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУКА́НО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 478

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский
Тукано. Малока у татуйо. Фото А. А. Матусовского

ТУКА́НО, груп­па ин­дей­ских на­ро­дов в Юж. Аме­ри­ке. Де­лят­ся на центр. и вост. Т. (собств. Т., ку­бео, или ку­вео, де­са­но, пи­ра­та­пуйо, ба­ра, ма­ку­на, туй­у­ка, ва­хиа­ра, ба­ра­са­на, ва­на­на, ка­ра­па­на, ле­туа­ма, пи­са­ми­ра, си­риа­но, та­ни­му­ка, та­туйо) в бас­сей­не рек Иса­на, Вау­пес и Апа­по­рис на юго-вос­то­ке Ко­лум­бии (де­пар­та­мен­ты Вау­пес, Ама­со­нас) и се­ве­ро-за­па­де Бра­зи­лии (штат Ама­зо­нас); зап. Т. (ко­ре­гуа­хе, май­у­на, та­ма, эн­ка­бель­я­до, или ма­ка­гуа­хе, сио­на, или дань­я­гуа­хе) в вер­ховь­ях рек Ка­ке­та и Пу­ту­майо на юго-за­па­де Ко­лум­бии (де­пар­та­мен­ты Ка­ке­та и Пу­ту­майо), се­ве­ро-вос­то­ке Эк­ва­до­ра и се­ве­ро-за­па­де Пе­ру (деп-т Ло­ре­то). Чис­лен­ность центр. и вост. Т. св. 30 тыс. чел., зап. Т. до 4 тыс. чел. (2016, оцен­ка). Го­во­рят на ту­ка­но­ан­ских язы­ках, рас­про­стра­не­ны так­же исп. и пор­туг. язы­ки. Ок. 60% – ка­то­ли­ки (в Ко­лум­бии) и про­тес­тан­ты (в осн. в Бра­зилии), ос­таль­ные со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Кон­так­ты с бе­лы­ми с сер. 17 в. (на Риу-Не­гру), по­сто­ян­ные – с сер. 19 в. В кон. 19 – нач. 20 вв. бы­ли во­вле­че­ны в про­цесс сбо­ра кау­чу­ка. Зап. Т. раз­об­ще­ны, ис­пы­та­ли силь­ное влия­ние ке­чуа и не­ин­дей­ско­го на­се­ле­ния. Центр. и вост. Т. вме­сте с ря­дом ара­вак­ских на­ро­дов (ка­бия­ри, та­риа­на) об­ра­зу­ют со­цио­куль­тур­ную общ­ность вау­пес. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов Юж. Аме­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (слад­кий и горь­кий ма­ни­ок, ана­нас, пе­рец, каи­мо, гуа­мо, аво­ка­до), охо­той (в т. ч. со стре­ло­ме­та­тель­ной труб­кой), ры­бо­лов­ст­вом (центр. и вост. Т. с по­мо­щью ло­вушек), со­би­ра­тель­ст­вом. Раз­ви­то гон­чар­ст­во (лен­точ­ная ке­ра­ми­ка: горш­ки, тёр­ки для ма­нио­ка), пле­те­ние. Центр. и вост. Т. но­си­ли по­яс стыд­ли­во­сти и на­бед­рен­ную по­вяз­ку из та­пы, зап. Т. – куш­му. Рас­про­стра­не­на рас­крас­ка ли­ца, ступ­ней, ко­ле­ней в крас­ный и чёр­ный цве­та. Во вре­мя ри­туа­лов ук­ра­ша­ют се­бя го­лов­ны­ми убо­ра­ми из перь­ев. Из­вест­ны ми­фы (о дви­же­нии пер­во­пред­ков вверх по ре­кам с вос­то­ка на за­пад, по­хо­ж­де­ни­ях куль­тур­но­го ге­роя Юру­па­ри, про­ис­хо­ж­де­нии свя­щен­ных муз. ин­ст­ру­мен­тов), раз­ви­ты культ об­щин­но­го боль­шо­го до­ма – ма­ло­ки, ны­не ис­пол­няю­ще­го ри­ту­аль­ную роль (рис.); ком­плекс об­ря­дов (юру­па­ри), во вре­мя ко­то­рых муж­чи­ны иг­ра­ют на свя­щен­ных гор­нах и флей­тах (жен­щи­нам за­пре­ще­но их ви­деть); по­чи­та­ние древ­них на­скаль­ных ри­сун­ков и пет­рог­ли­фов, свя­щен­ных во­до­па­дов и по­ро­гов. Со­хра­ня­ют­ся ини­циа­ция маль­чи­ков, празд­ни­ки пло­до­ро­дия (пер­си­ко­вой паль­мы, др. фрук­тов). Име­ют­ся ша­ма­ны не­сколь­ких сте­пе­ней (выс­шая – ку­му), упот­реб­ляю­щие нар­ко­тич. и гал­лю­ци­но­ген­ные ве­ще­ст­ва – ко­ку, та­бак, аяу­а­ска (Banisteriopsis caapi), йо­по (Anadenanthera peregrina) и др.

Су­ще­ст­ву­ют мно­го­числ. об­ществ.-по­ли­тич. ас­со­циа­ции ту­ка­но.

Лит.: Reichel-Dolmatoff G. Amazonian cosmos: The sexual and religious symbolism of the Tukano Indians. Chi.; L., 1971; Hugh-Jones S. La palma y las Pléyades. Iniciación y cosmologia en la Amazonia noroccidental. Bogota, 2013; Ма­ту­сов­ский А. А. Со­цио­куль­тур­ный об­лик ин­дей­цев верх­ней Пи­ра-Па­ра­ны // Вест­ник ан­тро­по­ло­гии. 2015. № 4(32).

Вернуться к началу