ТЕЛЕНГИ́ТЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕЛЕНГИ́ТЫ (устар. – тёлёсы), тюркоязычный народ в России. Включались в состав южных алтайцев. Численность 3,7 тыс. чел., из них 3,6 тыс. чел. в Республике Алтай (2010, перепись); многие теленгиты обозначают себя в переписи алтайцами. Живут по рекам Чулышман и Чуя (Улаганский и Кош-Агачский районы). Говорят на диалекте алтайского языка, а также по-русски и по-казахски. Верующие – православные. Включены в Единый перечень коренных малочисленных народов. В 2004 создано республиканское общественное объединение «Развитие теленгитского народа».
Традиционная культура типична для народов Южной Сибири (см. раздел Народы и языки в томе «Россия»). Основное занятие – кочевое и полукочевое скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, яки, маралы). Сохраняются традиционное валяние войлока, вязание, выделка шкур, резьба по дереву. Жилище – войлочная юрта (кийис, кереге айыл) или коническая палатка, крытая корой (чадыр, аланчик). Традиционные блюда – жареные колобки из теста (борсок) и лепёшки (тертпек), варёное или тушёное (куртак) мясо, мясной суп (кёчё), колбасы (йоргём, каасы); напитки – чай с ячменной мукой (талкан) и сливками (каймак), кислое молоко (айрак), которое перегоняют в алкогольный напиток (аракы). Женщины на свадьбу надевают длинную безрукавку (чегедек) и шубу (тон). Сохраняется деление на патрилинейные роды (сёёк): Саал, Оргончы, Йытас, Кёбёк, Тёёлёс, Мундус, Алмат, Сойонг, Йабаг, Тодош, Кыпчак, Кергил и Чагат. Сохраняются генетические легенды, культы духов-хозяев местности (ээ, ээзи), которым посвящаются кучи камней (уле); во главе ээ стоит Алтайдынг ээзи (Алтай кудай) – покровитель Алтая. Традиционные культы объединяются термином алтай-йанг (алтайская вера). Практикуют шаманы (кам), предсказатели (йарынчы) и др. В январе-феврале отмечают лунный Новый год (Чага байрам), когда перед домом сооружают алтарь (санг, такыл). На склонах гор у сёл Балыктуюль и Саратан Улаганского района и Теленгит-Сортогой Кош-Агачского района проводятся ежегодные моления Алтаю (Алтай, Ер такыры, Алтай такылганы, Алтай кёдюргени, Алтай эткени). Героический эпос (кай) исполняется в технике горлового пения, перемежаясь наигрышами на щипковом инструменте топшуур. Из кайчи наиболее известен был Алексей Григорьевич Калкин (1925–1998) с песнями «Очи Бала», «Маадай Кара» и др.; ныне кай исполняется молодыми певцами в группах «Алтай кай», «Тала», «Ар Башкуш». Шаманы пользуются бубнами (тезим тюнгюр) с антропоморфной рукоятью. Для песен (кожонг; колыбельные, игровые, сказочные напевы, скотоводческие заговоры) характерны фальцетные призвуки. Музыкальные инструменты – топшуур, варган (шоор, темир комус), охотничьи манки (на марала – абырга, шоор, на косулю – эдиски, на бурундука – сыргыткыш), пастушеский посох-погремушка (кынгырууш, кыркыруш), детские аэрофоны (кырлюш, учукту акпаш, шалтрак).