СИКХИ́ЗМ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИКХИ́ЗМ (от санскритского «сикх» – ученик), одна из нац. религий Индии; иногда признаётся как ветвь индуизма. Основатель С. – гуру Нанак (1469–1539), проповедовавший идеи монотеизма, содружества людей и равенства их перед Богом, отвергавший систему каст и противопоставление индуизма исламу.
На ранних этапах С. был близок бхакти; вобрал в себя мн. черты мусульм. суфизма. По учению С., Бог – это вечная сущность, пронизывающая видимый мир; Он непостижим и неописуем, не имеет зримых воплощений, особых имён и атрибутов. К Нему сикхи обращаются посредством молитв и гимнов (сабад), общение с Ним происходит во время медитации. Путь духовного совершенствования (нам-марг – путь имени; сахадж-йога) предполагает 5 последоват. стадий. Высшая духовная добродетель – это постоянное размышление о Боге. Истинное служение Богу – это прежде всего служение людям, поэтому во главу угла ставится труд во благо людей (сева). Вслед за Нанаком у сикхов было 9 гуру, последний – Говинд (Гобинд) Сингх (1675–1708) – осуществил реформу С. и основал ядро сикхской общины (пантх, хальса) как воинственное и готовое к самопожертвованию братство. Духовная власть гуру воплощена в книге Ади Грантх; светскую власть Говинд Сингх возложил на общину: решения, принятые большинством на собрании (сарбат хальса), становятся обязательными для всех как мнение гуру (гурумата). Претендующие на роль следующих гуру рассматривались как раскольники, что послужило гл. причиной образования сект С. (удаси, рамраи, нирмала, беди и др.). Сикхские обряды – богослужения, совместные трапезы (лангар) и др. – проводятся общинами (сангат) в храмах (гурдвара). Культовый центр С. – Золотой храм в Амритсаре. В 19 в. возникали реформаторские течения С. (ниранкари, намдхари и др.). В 1873 создана организация Шри Гуру Сингх Сабха, провозгласившая задачи восстановления чистоты С. Были открыты многочисл. школы (в т. ч. для девочек) и колледжи (в т. ч. хальса колледжи в Амритсаре и Гуджранвале), госпитали, сиротские дома; началось издание газет и журналов, религ. и историч. литературы на панджаби с использованием священного сикхского алфавита гурмукхи. В 1902 образовался Гл. совет хальсы; в 1920-е гг. возникло движение Акали за контроль над гурдварами, до этого управлявшимися священниками (махантами). Возникли сикхские политич. партии (см., напр., Акали дал). С 1960-х гг. увеличилось число обращённых в С. из неиндийцев (т. н. белые сикхи).