Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОССИЯ́НЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 685-686

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Тишков

РОССИЯ́НЕ (рос­сий­ский на­род), ис­то­рич. и со­ци­аль­но-по­ли­тич. общ­ность, осн. на­се­ле­ние (гра­ж­да­не) Рос. Фе­де­ра­ции. Име­ют слож­ный эт­нич. и ре­лиг. со­став (см. ст. На­ро­ды и язы­ки в то­ме «Рос­сия»). Чис­лен­ность 143,9 млн. чел. (нач. 2015, оцен­ка). Вклю­ча­ют до 193 (2010, пе­ре­пись) эт­нич. общ­но­стей, из них св. 80% со­став­ля­ют эт­нич. рус­ские. 99,7% Р. вла­де­ют рус­ским язы­ком, ко­то­рый яв­ля­ет­ся гос. язы­ком РФ с воз­мож­но­стью офиц. ис­поль­зо­ва­ния др. язы­ков в рос. рес­пуб­ли­ках. От 60 до 70% Р. счи­та­ют се­бя пра­во­слав­ны­ми (в осн. Рус. пра­во­слав­ной церк­ви Моск. пат­ри­ар­ха­та). Тра­ди­ци­он­ны­ми для Рос­сии ре­ли­гия­ми счи­та­ют­ся так­же ис­лам, иу­да­изм и буд­дизм; есть при­вер­жен­цы др. ре­лиг. на­прав­ле­ний и сект.

Р. как мно­го­эт­нич­ная общ­ность сло­жи­лись в ре­зуль­та­те ис­то­рич. фор­ми­ро­ва­ния Рос. гос-ва, со­про­во­ж­дав­ше­го­ся ос­вое­ни­ем об­шир­ных тер­ри­то­рий с раз­но­пле­мен­ным на­се­ле­ни­ем при до­ми­ни­рую­щей ро­ли вост.-сла­вян­ско­го, за­тем рус. ком­по­нен­та, со­став­ляв­ше­го её де­мо­гра­фич., со­ци­аль­но-по­ли­тич. и куль­тур­но-язы­ко­вую ос­но­ву. При­ня­тие хри­сти­ан­ст­ва и вве­де­ние об­ще­го для го­су­дар­ст­ва ал­фа­ви­та ки­рил­ли­цы спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию об­ще­рос. са­мо­соз­на­ния (от­ра­зи­лось в древ­ней­ших па­мят­ни­ках рус. лит-ры – «Сло­ве о За­ко­не и Бла­го­да­ти» митр. Ила­рио­на и об­ще­рус. ле­то­пи­си «По­весть вре­мен­ных лет»). Для ин­те­гра­ции на­ро­дов, при­няв­ших пра­во­сла­вие, мис­сио­не­ра­ми, на­чи­ная от св. Сте­фа­на Перм­ско­го (14 в.) до Ин­но­кен­тия Ве­ниа­ми­но­ва (1797–1879), Н. И. Иль­мин­ско­го (1822–91/92) и др., соз­да­ва­лись пись­мен­но­сти. При этом од­ним из гл. прин­ци­пов рос. го­су­дар­ст­вен­но­сти бы­ла на­дэт­нич­ность, пред­по­ла­гав­шая со­труд­ни­че­ст­во с ме­ст­ны­ми эт­нич. эли­та­ми на ос­но­ве их вер­но­сти пра­вя­щей ди­на­стии вне за­ви­си­мо­сти от язы­ка и ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Сам про­цесс фор­ми­ро­ва­ния рос. дво­рян­ст­ва пред­став­лял со­бой ин­тег­ри­ро­ва­ние раз­лич­ных по про­ис­хо­ж­де­нию се­мей в еди­ную ари­сто­кра­тич. кор­по­ра­цию. В 18 в. (в со­чи­не­ни­ях Фео­фа­на Про­ко­по­ви­ча, В. Н. Та­ти­ще­ва, М. В. Ло­мо­но­со­ва, Н. И. Па­ни­на, Г. Р. Дер­жа­ви­на и др.) сфор­ми­ро­ва­лось по­ня­тие «рус­ский (рос­сий­ский) на­род» как ши­ро­кая (вне­эт­ни­че­ская) ка­те­го­рия, вклю­чав­шая всех при­няв­ших пра­во­сла­вие, при том что в от­но­ше­нии ря­да этнич. мень­шинств и не­пра­во­слав­ных ис­поль­зо­ва­лись по­ня­тия ино­род­цы, ино­вер­цы, пле­ме­на, ту­зем­цы, на­род­но­сти и др. В от­но­ше­нии ино­верч. на­ро­дов про­во­ди­лась по­ли­ти­ка той или иной сте­пе­ни ве­ро­тер­пи­мо­сти, ут­вер­ждав­шей­ся в ука­зах 1762, 1769 и 1773 и осо­бен­но в за­ко­не 1905. В 18–19 вв. фор­ми­ру­ют­ся об­ще­рос. сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния, отеч. ис­то­рио­гра­фия (Ло­мо­но­сов, Та­ти­щев, Н. М. Ка­рам­зин), рус­ский (ко­то­рый так­же на­зы­вал­ся рос­сий­ским) лит. язык (Ло­мо­но­сов, Ка­рам­зин, А. С. Пуш­кин) и нац. лит-ра, нац. шко­лы жи­во­пи­си, ар­хи­тек­ту­ры, му­зы­ки и т. д. В по­ре­фор­мен­ной Рос­сии в от­но­ше­нии Р. при­ме­ня­лись по­ня­тия «русской на­род­но­сти» (М. Н. Кат­ков), «боль­шой рус­ской на­ции» и «мно­го­на­род­ной рос­сий­ской на­ции» (С. Ю. Вит­те, И. А. Иль­ин, П. Б. Стру­ве, П. Н. Ми­лю­ков и др.), в ко­то­рую вклю­ча­лись, ча­ще на ос­но­ве той или иной сте­пе­ни ру­си­фи­ка­ции, про­жи­вав­шие в Рос­сии на­ро­ды.

По­сле 1917 тер­мин «Р.» ис­чез из по­ли­тич. лек­си­ко­на. Его ана­ло­гом ста­ло об­ра­зо­ван­ное в 1940-е гг. на ос­но­ве идео­ло­гии сов. пат­рио­тиз­ма по­ня­тие «со­вет­ский на­род» как «но­вый тип ис­то­рич. общ­но­сти». Рос. иден­тич­ность час­тич­но со­хра­ня­лась сре­ди рус. эмиг­ра­ции (т. н. Рус­ско­го ми­ра; см. ст. Эмиг­ра­ция в то­ме «Рос­сия»). По­сле 1991 ка­те­го­рия Р. вер­ну­лась в об­ществ. и по­ли­тич. жизнь и ста­ла ос­но­во­по­ла­гаю­щей фор­мой кол­лек­тив­ной иден­тич­но­сти гра­ж­дан Рос­сии (по со­цио­ло­гич. дан­ным 2000-х гг., сто­ит на 1-м мес­те у 67% Р.), ос­но­ван­ной на общ­но­сти ис­то­рич. па­мя­ти и куль­ту­ры, при под­держ­ке и ук­ре­п­ле­нии регио­наль­ных и эт­нич. со­об­ществ. Ру­ко­во­д­ством стра­ны вме­сте с на­уч­но-экс­перт­ным со­об­ще­ст­вом бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на но­вая Стра­те­гия гос. нац. по­ли­ти­ки РФ (2012), ко­то­рая ста­вит сво­ей це­лью обес­пе­че­ние един­ст­ва гражд. рос. на­ции и под­держ­ку эт­но­куль­тур­но­го раз­ви­тия всех на­ро­дов РФ. Лю­ди, вре­мен­но или по­сто­ян­но про­жи­ваю­щие за пре­де­ла­ми Рос­сии, но со­хра­няю­щие свою связь с ней по куль­ту­ре и по иден­тич­но­сти, при­зна­ны «со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми за ру­бежом» (со­глас­но Фе­де­раль­но­му за­ко­ну «О го­су­дар­ст­вен­ной по­ли­ти­ке РФ в от­но­ше­нии со­оте­че­ст­вен­ни­ков за ру­бе­жом»). С 2001 про­во­дят­ся Все­мир­ные кон­грес­сы со­оте­че­ст­вен­ни­ков, дей­ст­ву­ет Все­мир­ный ко­ор­ди­нац. со­вет рос. со­оте­че­ст­вен­ни­ков. В 2002 уч­ре­ж­дён Ме­ж­ду­нар. со­вет рос. со­оте­че­ст­вен­ни­ков, в 2006 при­ня­та Гос. про­грам­ма воз­вра­ще­ния со­оте­че­ст­вен­ни­ков.

Лит.: Nation-building and common values in Russia / Ed. P. Kolsto, H. Blakkisrud. Oxf., 2004; Аб­ду­ла­ти­пов Р. Г. Рос­сий­ская на­ция: Эт­но­на­цио­наль­ная и гра­ж­дан­ская иден­тич­ность рос­си­ян в со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях. М., 2005; Рос­сий­ская иден­тич­ность в ус­ло­ви­ях транс­фор­ма­ции / Под ред. М. К. Горш­ко­ва, Н. Е. Ти­хо­но­вой. М., 2005; Рос­сий­ская иден­тич­ность в Мо­ск­ве и ре­гио­нах / Под ред. Л. М. Дро­би­же­вой. М., 2009; Горш­ков М. К. Рос­сий­ское об­ще­ст­во как оно есть: (Опыт со­цио­ло­ги­че­ской ди­аг­но­сти­ки). М., 2011; Рос­сий­ская на­ция: Ста­нов­ле­ние и эт­но­куль­тур­ное мно­го­об­ра­зие / Под ред. В. А. Тиш­ко­ва. М., 2011; Гра­ж­дан­ская, эт­ни­че­ская и ре­гио­наль­ная иден­тич­ность: вче­ра, се­го­дня, зав­тра / Под ред. Л. М. Дро­би­же­вой. М., 2013; Тиш­ков В. А. Рос­сий­ский на­род. Ис­то­рия и смысл на­цио­наль­но­го са­мо­соз­на­ния. М., 2013; Ни­ко­нов В. А. Рос­сий­ская мат­ри­ца. М., 2014.

Вернуться к началу