ГРЕ́КИ
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРЕ́КИ (самоназвание – ‘Έλληνες), 1) население Греции. 2) Народ, основное население Греции и Кипра. Численность 13 млн. чел. (2011, оценка), в том числе в Греции 9 млн. чел. (2011, оценка, включая понтийских греков и цаконийцев – потомков древних спартанцев в горных районах Пелопоннеса), на Кипре (на юге) до 700 тыс. чел., в США 1,4 млн. чел. (греческого происхождения, 137 тыс. чел. недавних иммигрантов – 2013), Австралии 378 тыс. чел. (2011, перепись), Германии 328,6 тыс. выходцев из Греции (данные Статистического управления на 2014), Канаде 242,7 тыс. чел. (2006, перепись), Италии (в основном на юге) св. 100 тыс. чел., Египте (в районе Александрии) 80 тыс. чел., во Франции (в частности в коммуне Каржез на западе острова Корсика) 60 тыс. чел., в Албании (в основном на юге) 24,9 тыс. чел. (2011, перепись). Небольшие группы скотоводов-каракачанов живут в Румынии (14 тыс. чел.), Сербии (10 тыс. чел.), Болгарии (7,3 тыс. чел.). В Турции насчитывается 4,1 тыс. православных греков (в нач. 20 в. ок. 1,5 млн. чел.) и до 300 тыс. чел. греков-мусульман. Говорят на греческом языке. Верующие – православные, есть католики (грекокатолики – в основном на островах Киклады и в Италии) и мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба (во Фракии, на Родосе, в Турции), небольшое число свидетелей Иеговы.
Др.-греч. этнич. общность сложилась на основе племён дорийцев, эолийцев, ахейцев и ионийцев, занявших во 2-м тыс. до н. э. юг Балканского полуострова, Эгейский бассейн и зап. побережье Малой Азии. В эпоху греч. колонизации (8–6 вв. до н. э.) Г. расселились по побережьям Средиземного и Чёрного морей. Несмотря на политич. раздробленность, Г. были объединены общим самосознанием и самоназванием. [с 7 в. до н. э. – ‘Έλληνες; этноним «Г.» (Graeci) происходит из лат. яз., первоначально, по-видимому, относился к одному из племён Северной Греции, что отражено в назв. городов Грея (Грайя) в Беотии и на острове Эвбея, был воспринят римлянами, вероятно, от колонистов из Эвбейской Греи в Кумах]. Начиная с эпохи колонизации значит. греч. население появилось в Передней и Малой Азии, греч. язык (койне) и культура стали общими для элиты народов Вост. Средиземноморья. Г. составили ядро Византийской (Вост.-Рим.) империи, откуда происходит их ср.-век. самоназвание – ромеи (греч. ‘римляне’). Мигрировавшие с севера группы фракийцев, иллирийцев, албанцев, кельтов, влахов, славян ассимилировались Г. В Османской империи Г. составляли ядро православной общины Империи (урум милет – ‘народ ромеев’). Г. Стамбула занимали влиятельное положение (см. Фанариоты). Вместе с тем османское завоевание и периодические преследования в Империи христианского населения вызвали эмиграцию Г. и образование греч. диаспор по всему миру. Повстанческое (см. Клефты) и национально-освободит. движение (см. Греческая национально-освободительная революция 1821–29) способствовали консолидации Г. и стиранию областных различий. Истребление Г. в Османской империи в 1915–23 (Малоазийская катастрофа) привело к массовой эмиграции понтийских греков из Турции на Кавказ и с Кавказа в Грецию (в т. ч. ок. 400 тыс. чел. согласно греко-турецкой конвенции 1923).
Греки России, СССР, СНГ. Особые отношения Византии с Русским государством способствовали возникновению в нём в 15 в. значительной греческой колонии. Грекам в Москве принадлежали монастыри и подворья; в 17 в. существовала Греческая слобода. Многие греки вошли в состав российского правящего класса [Траханиотовы, Ховрины, Ларевы, Ласкаревы (Ласкиревы)]. Особенно усилилась иммиграция греков во время и после русско-турецких войн конца 17 – 19 вв., в которых многие греки участвовали на стороне России, и во время 1-й мировой войны. В 1779–84 сформирован греческий батальон (с 1797 Балаклавский греческий батальон, нёсший кордонную службу в Крыму), в 1795 – греческий дивизион в Одессе (с 1803 Одесский греческий пехотный батальон). В 1814 в Одессе возникла греческая повстанческая организация «Филики Этерия», позднее возглавленная А. Ипсиланти. Среди греков на русской службе 18 – нач. 20 в. – И. А. Каподистрия, семья Ипсиланти, князья Кантакузены, Маврокордато, Мурузи. Крупнейшие греческие общины были в Одессе (в 1795 греки составляли 10% её населения), Ростове, Таганроге, Екатеринодаре, Николаеве. Греческое купечество было одним из наиболее влиятельных на Юге России, в Одессе с 1817 существовало греческое коммерческое училище. После 1906 в Одессе и Батуме издавались греческие газеты, возникали культурные общества. Из компактных групп греков Российской империи выделяются: мариупольские греки Украины, понтийские греки Грузии и Северного Кавказа (в основном со 2-й пол. 18 в). Последняя волна переселений греков из Турции в Россию происходила после Лозаннской конференции 1922–23. По переписи 1920 года, в РСФСР проживало 73,7 тыс. греков (из них 65,6 тыс. чел. – в Кубано-Черноморской области), по переписи СССР 1926 – 213,6 тыс. чел. С 1928 года создавались греческие автономные районы на Украине, в Грузии, на Северном Кавказе. Появились общественно-просветительные объединения, клубы, театры, музеи, на греческом языке велось преподавание и радиовещание, издавались литература и пресса (в 1926 греческая письменность была нормализована на основе димотики с упрощённой орфографией, впоследствии была введена русская графика). В 1937–39 гг. греческие автономии были ликвидированы, культурные учреждения закрыты, в 1940-е гг. большинство российских греков высланы в Казахстан (их потомки насчитывают 10 тыс. чел., по переписи 1989 года их было 46,7 тыс. чел.), Узбекистан (8,4 тыс. чел.), Киргизию (2,3 тыс. чел.), Поволжье, Приуралье и в Сибирь. В 1956 году они получили право вернуться на родину. Ныне в России проживает 85,6 тыс. греков [2010, перепись; по данным АГООР (Ассоциация греческих общественных объединений России) – 250 тыс. чел.], в том числе в Ставропольском крае – 33,6 тыс. чел., Краснодарском крае – 22,6 тыс. чел., Ростовской области – 2,5 тыс. чел., Северной Осетии – 1,9 тыс. чел., Адыгее – 1,4 тыс. чел., Москве и Московской области – 4,5 тыс. чел., Тюменской области – 1,7 тыс. чел., Свердловской области – 1,5 тыс. чел.; на Украине живут 91,5 тыс. чел., в т. ч. мариупольские Г. в Донецкой обл. – 77,5 тыс. чел. (2001, перепись), Грузии – 15,2 тыс. чел. (2002, перепись; в 1989 насчитывалось 100,3 тыс. чел.). В России с 1992 года действует АГООР, в 1995 создана Федерация греческих обществ Украины.
Осн. традиц. земледельч. культуры Г. – виноград и оливки (торговля оливковым маслом стала основой экономики греч. полисов в античности); большое значение имеют цитрусовые, орехи, фасоль, овощи, табак; зерновое земледелие развито на северо-востоке Греции и на Пелопоннесе. Распространены отгонное скотоводство, шелководство (с 6 в., когда визант. монахам удалось вывезти грены шелковичного червя из Китая, Византия приобрела монополию на произ-во драгоценных шёлковых тканей в Европе и Средиземноморье). На севере живёт архаичная группа скотоводов-каракачанов. Традиционные ремёсла – прядение, ткачество, вышивка, в Малой Азии – произ-во ковров. В гончарном и ювелирном иск-ве сочетаются античные, визант. и вост. традиции. Пища – фасоль с оливковым маслом, лимонным соком, чесноком, овощи, сыр, кислое молоко, на побережье – рыба, моллюски. Традиц. блюда – шашлык (сувлаки), запеканка из мяса с овощами (мусакас), «деревенский» салат с сыром и маслинами (хориатики). Напитки – вино (в т. ч. рецина), пиво, виноградная и фруктовая водка (раки), настоянная на анисе (узо), на смоле реликтовых деревьев острова Хиос (мастиха) и др. В конце каждой трапезы подают восточный («греческий») кофе. Стол полагается накрывать клетчатой (в осн. красно-белой) скатертью. Жилище в гористых областях материковой Греции – средиземноморского типа: каменное двухэтажное (в нижнем этаже – хлев и хозяйств. помещения, в верхнем – жилые) с внешней лестницей и балконами на 2-м этаже; на Пелопоннесе и островах – левантийского типа: одно-, полутора- или двухэтажное из камня и глины с плоской, конической или купольной кровлей; на севере – паннонского типа: одноэтажное с жилыми и хозяйств. помещениями, вытянутыми в один ряд под общей крышей; ориентального типа: с хозяйств. помещениями в нижнем каменном этаже и жилыми – в верхнем, рамной конструкции с эркером. В городах преобладают белёные дома с плоскими крышами, часто с внешними лестницами на верхний этаж. Рамы, как правило, окрашены в синий цвет. Пол обычно каменный, в горах – чаще деревянный. Характерны маленькие круглые столики, медные жаровни с крышками. Варианты мужского костюма: широкие в шаге с узкими штанинами штаны (вракес), широкий чёрный или красный пояс, безрукавка, скреплённая Х-видным украшением (киостеки – перекрещенные цепочки, иногда с бляхой в середине), феска; короткая куртка с ложными рукавами и короткая клешёная (до 100 клиньев) юбка-фустанелла (служит парадной одеждой гвардейцев). Женский костюм – туникообразная рубаха с длинной широкой юбкой (фуста) и безрукавкой и курткой либо с платьем; поверх всегда надеваются богато расшитый передник и широкий пояс с большой серебряной или позолоченной пряжкой (порпи). Под восточным влиянием распространена нарядная распашная одежда из бархата с шитьём. Характерны нагрудные украшения из монет (гиорнтани). Обувь типа постолов (царухи). Сохраняются следы античных культов: культ женских морских духов-нераид, колядование (пение песен-каланда) на Новый год, карнавальные шествия с чучелом коня на Масленицу, факельные шествия на Пасху, обряды вызывания дождя с вождением Пеперуды (Папаруна) и др.
Устное творчество испытало влияние традиц. муз. культур соседних балканских народов (болгар, македонцев), цыган и турок. Фольклор включает сказки (о животных, волшебные и др.; характерный персонаж – неуклюжее чудовище Дракос, побеждаемое остроумным героем), пословицы (в т. ч. в форме двустишия), песни (трагуди – от «трагедия») и др. Популярен сюжет сказок, поэм, песен об Арэти и её брате Констандиносе, вставшем из могилы. Песенные жанры: богатырские (акритские, восходящие к визант. эпосу циклы о Дигенисе, о сыне Андроника и др., где в роли противников героя вместо сарацин часто выступают турки); баллады (характерен мотив возвращения мужа к жене после долгой разлуки; т. н. хароновские баллады о поединке покойного с Хароном); исторические (воспевающие реальных исторических лиц и события, в основном периода нац.-освободит. борьбы, в т. ч. песни клефтов и участников Движения Сопротивления периода 2-й мировой войны); лирические (в т. ч. исполняемые на прощальной трапезе перед отъездом на чужбину); обрядовые (песни вызывания дождя, свадебные, колыбельные; похоронные причитания миролои, исполняемые родственницами покойного или проф. плакальщицами; календарные: каланды, весенние, майские песни и др.); трудовые (моряков, рыбаков, пастухов и др.); бытовые. Осн. размер нар. поэзии – силлабич. 15-сложник с обязательной цезурой на 8-й стопе. Характерны песенно-танцевальные жанры сиртос, каламатьянос (хороводы), педиктос (песня-танец с подскоками). Из общегреческих танцев (хорос) выделяются также медленный мужской сольный танец зейбекикос, воинский танец горцев цамикос, исполнявшийся клефтами, с сольным исполнением сложных фигур, вероятно, отражающий алб. влияние; на Крите исполнялся воинский танец в полном вооружении – пендозалис. Танцевальная площадка (хоростаси) имеется в каждом селе и даже в монастырях. Повсеместно распространён гор. песенно-танцевальный стиль рембетико с текстами трагич. содержания (сложился в 1920-х гг. преим. среди греч. беженцев, в сер. 20 в. приобрёл значение нац. музыки). Среди муз. инструментов – лютня с длинной шейкой бузуки, смычковый инструмент лираки, разл. флейты, а также волынка, скрипка, мандолина, входящие в состав нар. оркестра, который в сер. 19 в. дополнился кларнетом и гитарой. Теории о древних корнях совр. нар. музыки Г. имеют гипотетич. характер.