Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОЛЕ́НДРЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Г. Галеткина
Голендры. Традиционное ткачество. Пихтинский. 2004. Фото Н. Г. Галеткиной

ГОЛЕ́НДРЫ (самоназвания – голлендры, олендры – от нем. Holländer – голландцы или Hauländer – колонисты, живущие на расчищенных землях), этнич. группа русских на юго-западе Иркутской области (Россия). Живут в населённых пунктах (участках) Пихтинский, Среднепихтинский и Дагник Заларинского р-на. Численность 0,3 тыс. чел. (2010, перепись). Верующие – лютеране.

Фото Н. Г. Галеткиной Голендры – уроженка Среднепихтинского и гость из Германии (одежда с элементами традиционного наряда свахи и свата). Среднепихтинск. 2004.

Г. пер­во­на­чаль­но на­зы­ва­ли в Поль­ше пе­ре­се­лен­цев-ко­ло­ни­стов из Северной Гер­ма­нии, Гол­лан­дии и Фрис­лан­дии, ко­то­рые в 16 в. ос­ваи­ва­ли за­бо­ло­чен­ные зем­ли на польск. по­бе­ре­жье Бал­тий­ско­го моря и в до­ли­нах рек Вис­ла и Но­гат. Из­вест­ные свои­ми ме­лио­ра­тив­ны­ми на­вы­ка­ми, они се­ли­лись на зем­лях польск. маг­на­тов на льгот­ных ус­ло­ви­ях. По­сте­пен­но в эту груп­пу вли­ва­лись польск. ко­ло­ни­сты, и тер­мин Г. стал при­ме­нять­ся для обо­зна­че­ния со­ци­аль­ной про­слой­ки кре­сть­ян­ст­ва. В 17–18 вв. «олен­дер­ские» по­се­ле­ния воз­ни­ка­ют на Западном Бу­ге (Буг) и на Во­лы­ни (ко­ло­нии Ней­бров, Ней­дорф, За­буж­ские Го­лен­д­ры, Свер­жов­ские Го­лен­д­ры и др.), за их жи­те­ля­ми за­кре­п­ля­ет­ся назв. «буж­ские Г.». По­сле 3-го раз­де­ла Речи Посполитой (1795) эта тер­ри­то­рия во­шла в со­став Рос. им­пе­рии. В 1911–1913, во вре­мя сто­лы­пин­ской ре­фор­мы, часть буж­ских Г. пе­ре­се­ли­лась в Си­бирь и обос­но­ва­лась на Пих­тин­ском пе­ре­се­лен­че­ском уча­ст­ке Ир­кут­ской губ. В офиц. до­ку­мен­тах они обо­зна­ча­лись как нем­цы и ук­ра­ин­цы. До нач. 1920-х гг. си­бир­ские Г. со­хра­ня­ли свя­зи со свои­ми еди­но­пле­мен­ни­ка­ми на Бу­ге, осн. часть ко­то­рых в 1940 эмиг­ри­ро­ва­ла в Гер­ма­нию (их по­том­ки жи­вут в Гер­ма­нии, Поль­ше, Ка­на­де, США). В 1942 боль­шин­ст­во си­бир­ских Г., как «ли­ца не­мец­кой на­цио­наль­но­сти», бы­ли мо­би­ли­зо­ва­ны в тру­до­вую ар­мию. В от­ли­чие от Г., про­жи­ваю­щих в Гер­ма­нии, си­бир­ские Г. не счи­та­ют се­бя нем­ца­ми, на­зы­ва­ют се­бя «на­ши», «пих­тин­ские». Со­хра­ня­ют польск. и нем. име­на и фа­ми­лии (Бро­нис­лав Люд­виг, Адольф Кунц, Альф­ре­да Гиль­деб­рандт и др.), в стар­шем и сред­нем по­ко­ле­ни­ях – ва­ри­ант ук­ра­ин­ско­го яз., в об­рядовой сфе­ре (свадь­бы, кре­сти­ны, по­хо­ро­ны) – поль­ский. Сре­ди мо­ло­до­го по­ко­ле­ния и в сме­шан­ных семь­ях пре­об­ла­да­ет русский язык. Лю­те­ран­ское ве­ро­ис­по­ве­да­ние бы­ло од­ной из осн. ха­рак­те­ри­стик Г. по при­ез­де в Си­бирь. Ны­не бо­го­слу­же­ние от­прав­ля­ет­ся по ка­то­лич. об­ря­ду на рус. яз. ка­то­лич. свя­щен­ни­ком, в его от­сут­ст­вие по­жи­лые Г. про­во­дят бо­го­слу­же­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем ста­рых лю­те­ран­ских книг на польск. яз. (ксён­жки); так­же от­ме­ча­ют празд­ни­ки по пра­во­слав­но­му ка­лен­да­рю. С 1950-х гг. в сре­де си­бир­ских Г. дей­ст­ву­ют сви­де­те­ли Ие­го­вы и пя­ти­де­сят­ни­ки. Со­хра­ня­ют­ся эле­мен­ты тра­диц., поль­ской по про­ис­хо­ж­де­нию, кух­ни (ви­силь­ный борщ, круп­нё­ки, кар­тоф­лян­ки и др.), ре­мё­сел (пле­те­ние, тка­че­ст­во), кос­тю­ма (кру­жев­ные чеп­цы, в осн. как эле­мент сва­деб­но­го об­ря­да), вы­тя­ну­тое сруб­ное жи­ли­ще без под­кле­та (жи­лая часть до­ма по­бе­ле­на), объ­е­ди­няю­щее из­бу, кла­до­вые, ток, се­но­вал и ори­ен­ти­ро­ван­ное по сто­ро­нам све­та. До 1950-х гг. си­бир­ские Г. при­дер­жи­ва­лись эн­до­га­мии, ны­не пре­об­ла­да­ют сме­шан­ные бра­ки.

Лит.: Holz H. Die Bughauländer – erste Protestanten Ostpolens // Wolhynische Hefte. Schwabach, 1990. H. 6; Пя­душ­ки­на И. Со­хра­нен­ные тра­ди­ции пих­тин­ских го­лен­д­ров // Крае­вед­че­ские за­пис­ки. Ир­кутск, 2002. Вып. 9; Га­лет­ки­на Н. Буж­ские го­лен­д­ры: в по­ис­ках иден­тич­но­сти // Ев­ра­зия: Лю­ди и ми­фы. М., 2003; Шос­та­ко­вич Б. Го­лен­д­ры: эти­мо­ло­гия тер­ми­на и по­ня­тия // Таль­цы. 2004. № 4.

  • ГОЛЕ́НДРЫ этническая группа в Иркутской обл. (2007)
Вернуться к началу