ОВИ́Н
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОВИ́Н (устар. евин, евья; укр. осить, сушня; белорус. ёвна, асець), помещение для огневой сушки снопов. Характерен для традиц. земледелия севера и запада Вост. Европы и Сибири. Сушили снопы перед молотьбой в октябре – ноябре. Простейший тип О. (шиш) – конич. кладь из жердей, на которую кладутся снопы, поставленная над ямой с костром (Московская губ., Ср. Поволжье, бассейн р. Вятка, нижней Камы, Ср. Приуралье). Собственно О. – срубная (на юге иногда из плетня, обмазанного глиной) постройка с нижним (подовин) и верхним (садило) помещениями, разделёнными бревенчатым настилом со слоем земли или глины (под). Известны ямные (с подовином, углублённым в землю; в осн. в юж. и вост. областях Вост. Европы) и двухэтажные верховые (сев. и зап. области) О. В подовине ямного О. разводился огонь, верхового – ставилась печь-каменка, тепло через отверстие в поде подымалось в садило, где на жердях-колосниках раскладывались снопы. На северо-западе и западе были распространены одноэтажные снопосушильни (рига), в которых печь и колосники для снопов находились в одном помещении; в Эстонии рига служила также жилищем (рехетуба, букв. – рига-изба). К кон. 19 в. сушка снопов в ригах распространилась на восток до Волги, Ветлуги и Сев. Двины. Из соображений противопожарной безопасности О. всегда ставили поодаль от жилища.
О. играл важную роль в крестьянской обрядности, связанной в первую очередь с символикой плодородия. О. был местом гаданий, в натопленном О. проводили знахарские обряды. Славяне верили в хозяина О. – овинника, которому молились, приносили жертвы перед началом и после окончания сушки и который в случае непочтительности к нему мог устроить в О. пожар.