Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОВИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 629

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Типы овинов: 1 – шиш; 2 – ямный овин, общий вид; 3 – ямный овин, разрез; 4 – верховой овин.

ОВИ́Н (ус­тар. евин, евья; укр. осить, суш­ня; бе­ло­рус. ёв­на, асець), по­ме­ще­ние для ог­не­вой суш­ки сно­пов. Ха­рак­те­рен для тра­диц. зем­ле­де­лия се­ве­ра и за­па­да Вост. Ев­ро­пы и Си­би­ри. Су­ши­ли сно­пы пе­ред мо­лоть­бой в ок­тяб­ре – но­яб­ре. Про­стей­ший тип О. (шиш) – ко­нич. кладь из жер­дей, на ко­то­рую кла­дут­ся сно­пы, по­став­лен­ная над ямой с ко­ст­ром (Мо­с­ков­ская губ., Ср. По­вол­жье, бас­сейн р. Вят­ка, ниж­ней Ка­мы, Ср. При­ура­лье). Соб­ст­вен­но О. – сруб­ная (на юге ино­гда из плет­ня, об­ма­зан­но­го гли­ной) по­строй­ка с ниж­ним (по­до­вин) и верх­ним (са­ди­ло) по­ме­ще­ния­ми, раз­де­лён­ны­ми бре­вен­ча­тым на­сти­лом со сло­ем зем­ли или гли­ны (под). Из­вест­ны ям­ные (с по­до­ви­ном, уг­луб­лён­ным в зем­лю; в осн. в юж. и вост. об­лас­тях Вост. Ев­ро­пы) и двух­этаж­ные вер­хо­вые (сев. и зап. об­лас­ти) О. В под­ови­не ям­но­го О. раз­во­дил­ся огонь, вер­хо­во­го – ста­ви­лась печь-ка­мен­ка, те­п­ло че­рез от­вер­стие в по­де по­ды­ма­лось в са­ди­ло, где на жер­дях-ко­лос­ни­ках рас­кла­ды­ва­лись сно­пы. На се­ве­ро-за­па­де и за­па­де бы­ли рас­про­стра­не­ны од­но­этаж­ные сно­по­су­шиль­ни (ри­га), в ко­то­рых печь и ко­лос­ни­ки для сно­пов на­хо­ди­лись в од­ном по­ме­ще­нии; в Эс­то­нии ри­га слу­жи­ла так­же жи­ли­щем (ре­хе­ту­ба, букв. – ри­га-из­ба). К кон. 19 в. суш­ка сно­пов в ри­гах рас­про­стра­ни­лась на вос­ток до Вол­ги, Вет­лу­ги и Сев. Дви­ны. Из со­об­ра­же­ний про­ти­во­по­жар­ной безо­пас­но­сти О. все­гда ста­ви­ли по­одаль от жи­ли­ща.

О. иг­рал важ­ную роль в кре­сть­ян­ской об­ряд­но­сти, свя­зан­ной в пер­вую оче­редь с сим­во­ли­кой пло­до­ро­дия. О. был ме­стом га­да­ний, в на­то­п­лен­ном О. про­во­ди­ли зна­хар­ские об­ря­ды. Сла­вя­не ве­ри­ли в хо­зяи­на О. – овин­ни­ка, ко­то­ро­му мо­ли­лись, при­но­си­ли жерт­вы пе­ред на­ча­лом и по­сле окон­ча­ния суш­ки и ко­то­рый в слу­чае не­поч­ти­тель­но­сти к не­му мог уст­ро­ить в О. по­жар.

Лит.: Зе­ле­нин Д. К. Вос­точ­но­сла­вян­ская эт­но­гра­фия. М., 1991; Лев­ки­ев­ская Е. Е., Плот­ни­ко­ва А. А. Овин // Cлавянские древ­но­сти. М., 2004. Т. 3.

Вернуться к началу