Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАМБИКВА́РА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 733

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Матусовский; Г. В. Дзибель (терминология родства)

НАМБИКВА́РА (на яз. ту­пи – об­ла­да­те­ли ды­ря­вых ушей; са­мо­на­зва­ние – анун­су), ин­дей­ский на­род на юго-за­па­де Бра­зи­лии. Жи­вут в го­рах Сер­ра-дус-Па­ре­сис в вер­ховь­ях рек Жу­ру­эна, Гуа­по­ре, Жи­па­ра­на и Руз­вельт (ин­дей­ские тер­ри­то­рии на се­ве­ро-за­па­де шта­та Ма­ту-Гро­су и юго-вос­то­ке шта­та Рон­до­ния). Раз­лича­ют сев. Н. (яла­кун­те, или ла­тун­де; не­га­ро­те, или ла­кон­де; да­вен­де, или та­ван­де; ма­ма­ин­де, алап­мин­те, яла­ка­ло­ре), са­ба­не, юж. Н. (ха­ло­те­су, ки­тау­лу, са­вен­те­су, ва­ка­ли­те­су, ала­ка­те­су) и Н. вер­ховь­ев р. Гуа­по­ре (ва­су­су, са­ра­ре, алан­те­су, ваи­ки­су, ааи­те­су и др.). Чис­лен­ность ок. 2 тыс. чел. (2010, оцен­ка). Го­во­рят на нам­би­к­вар­ских язы­ках: сев.-нам­бик­вар­ском (ма­ма­ин­де-на­ка­рот­хе), са­ба­не (ку­ли­ман­си, ме­нее 10 го­во­ря­щих) и юж.-нам­би­квар­ском (не­су-вай­су, вклю­ча­ет 12 диа­лек­тов). Для юж.-нам­би­квар­ско­го яз. име­ет­ся пись­мен­ность на лат. ос­но­ве. Часть Н. пе­ре­шла на пор­туг. яз. От­ли­ча­ют­ся низ­ким рос­том (у муж­чин ок. 1,6 м, у жен­щин ок. 1,5 м). Око­ло по­ло­ви­ны Н. – хри­стиа­не (про­тес­тан­ты и ка­то­ли­ки), ос­таль­ные при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Н. упо­ми­на­ют­ся в пор­туг. ис­точ­ни­ках 18 в. Чис­лен­ность пе­ред ре­гу­ляр­ным на­ча­лом кон­так­тов с при­шлым на­се­ле­ни­ем (нач. 20 в.) ок. 10 тыс. чел., впо­след­ст­вии рез­ко со­кра­ти­лась в ре­зуль­та­те эпи­де­мий; не­ко­то­рые груп­пы Н. вы­мер­ли пол­но­стью (та­рун­де). Пер­вая хри­сти­ан­ская мис­сия ос­но­ва­на сре­ди сев. Н. в 1924. До 1930-х гг. ока­зы­ва­ли воо­руж. со­про­тив­ле­ние ко­ло­ни­стам.

Мальчик намбиквара.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев са­ванн и тро­пич. ле­сов Юж. Аме­ри­ки. Осн. тра­диц. за­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ма­ни­ок, ба­тат, ямс, ку­ку­ру­за, ба­на­ны, ара­хис, ты­к­ва, та­бак), охо­та (ранее – с лу­ком и от­равлен­ны­ми стре­ла­ми), со­би­ра­тель­ст­во. В су­хой се­зон охо­ти­лись мел­ки­ми груп­па­ми, в се­зон до­ж­дей жи­ли в де­рев­нях вбли­зи по­лей. Жи­ли­ще из вет­вей и паль­мо­вых ли­сть­ев, ко­ни­че­ское (у сев. Н.), по­лу­сфе­ри­че­ское с 2 вхо­да­ми (р. Жу­ру­эна) и пря­мо­уголь­ное (р. Гуа­по­ре). Не воз­де­лы­ва­ли и не упот­реб­ля­ли в пи­щу горь­кий ма­ни­ок (от­каз от упот­реб­ле­ния горь­ко­го ма­нио­ка со­хра­ня­ет­ся у юж. Н.). Раз­ви­то пле­те­ние (кор­зи­ны для пе­ре­нос­ки тя­же­стей, ци­нов­ки). Не зна­ли ло­док и га­ма­ков. Оде­ж­да от­сут­ст­во­ва­ла. Ру­ки и но­ги ук­ра­ша­ли по­вяз­ка­ми из хлоп­ко­вых ни­тей. Жен­щи­ны но­си­ли оже­ре­лья из де­рев. бусин и зу­бов обезь­ян, в уши встав­ля­ли ук­ра­ше­ния из перь­ев по­пу­га­ев, ра­ко­вин; маль­чи­ки-под­рост­ки – де­рев. встав­ки в но­со­вой пе­ре­го­род­ке и в ушах; муж­чи­ны – го­лов­ные убо­ры из перь­ев и пе­рья в но­су; ша­ма­ны – шап­ку из шку­ры и оже­ре­лье из клы­ков ягуа­ра. Ору­жие – лук со стре­ла­ми, пло­ские де­рев. ме­чи, так­же имев­шие ма­гич. зна­че­ние при из­гна­нии злых ду­хов (ату­су). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва «дра­ви­дий­ско­го» ти­па, в ос­но­ве ко­то­ро­го де­ле­ние об­ще­ст­ва на «род­ст­вен­ни­ков» и «свой­ст­вен­ни­ков», свя­зан­ных дву­сто­рон­ним крос­ску­зен­ным бра­ком, и де­ре­вен­ская эн­до­га­мия. Сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу и от­но­сит. воз­рас­ту. Крос­ску­зе­ны-шу­ри­ны свя­за­ны от­но­ше­ния­ми под­шу­чи­ва­ния. Сре­ди во­ж­дей раз­ви­та поли­ги­ния. Прак­ти­ку­ет­ся ини­циа­ция де­во­чек (кро­ме Н. до­ли­ны р. Гуа­по­ре). Умер­ших хо­ро­ни­ли в цен­тре де­рев­ни. Н. ве­рят, что ду­ши умер­ших муж­чин ста­но­вят­ся ягуа­ра­ми, а ду­ши жен­щин пре­вра­ща­ют­ся в ве­тер и гром. Раз­вит ша­ма­низм. Со­хра­ня­ют­ся этио­логич. ми­фы; тай­ные муж­ские ри­туа­лы со свя­щен­ны­ми бам­бу­ко­вы­ми флей­та­ми, ко­то­рые за­пре­ще­но ви­деть жен­щи­нам (хра­ни­лись в спец. хи­жи­не в де­рев­не, ны­не их хра­нят в ле­су). У алан­те­су из­вест­ны но­со­вые флей­ты. Пес­ни в осн. соль­ные (уча­стие хо­ра про­из­воль­ное), мо­но­фо­ни­че­ские, строф­ные.

Совр. Н. ра­бо­та­ют с.-х. ра­бо­чи­ми, есть свои учи­те­ля и мед. ра­бот­ни­ки.

Лит.: Levi-Strauss C. The social and psycho­logical aspect of chieftainship in a primitive tribe: the Nambikuara of north-western Mato Grosso // Transactions of the New York Acade­my of Sciences. Series 2. 1944. Vol. 7. № 1; idem. La vie familiale et sociale des Indiens Nambikwara. P., 1948; Oberg K. Indian tribes of Northern Mato Grosso, Brazil. 2nd ed. N. Y., 1979; Lesslauer C. Kulturelle und mu­sikalische Aspekte der Musik der Nambiquara, Mato Grosso, Brasilien // Die Musikkulturen der In­dianer Brasiliens. 1999. Bd 2; Costa A. M. Alе́m do artefato: cultura material e imaterial Nam­bi­quara. Cuiabá, 2009.

Вернуться к началу