МЁРДОК
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЁРДОК, Мердок, Мэрдок (Murdock) Джордж Питер (11.5.1897, Мериден, штат Коннектикут – 29.3.1985, Девон, штат Пенсильвания), амер. антрополог и социолог, чл. Нац. АН США (1964). Создатель холокультурализма (кросс-культурных исследований). Окончил Йельский ун-т (1919). В 1919–20 учился в Гарвардской школе права, в 1920–1921 совершил кругосветное путешествие, посетив Зап. Европу, Японию, Корею, Китай, Малайзию, Индонезию и Египет. В 1922 поступил в аспирантуру Йельского ун-та. В 1925 защитил докторскую диссертацию, посвящённую критич. переводу книги эволюциониста Ю. Липперта «История культуры». В 1925–27 преподавал социологию в Мэрилендском ун-те, в 1928–43 и 1953–60 – антропологию в Йельском ун-те, участвовал в создании Ин-та изучения человеческих отношений и отделения антропологии (в 1938–43 и 1953–57 зав.). Проводил полевую работу среди индейцев хайда (1932) и танайно (1934–35). В 1943–46 служил во флоте, в т. ч. в Исследоват. центре ВМФ, где участвовал в составлении справочников по народам Микронезии, о-вов Рюкю (Нансей) и др. с целью способствовать дружелюбным отношениям военнослужащих США с коренным населением. Организовал Микронезийскую науч. экспедицию, возглавлял группу исследователей на о-ва Трук (1947–53). Один из создателей этнографич. коллекции Музея Бишопа в Гонолулу (директор в 1956). В 1962 основал междунар. ж. «Ethnology», гл. редактором которого оставался до 1973. Президент Об-ва прикладной антропологии США (1947), Этнологич. об-ва США (1952–53) и Амер. антропологич. ассоциации (1955).
М. – создатель «Этнографического атласа», оказавшего влияние на исследования в области культурной и социальной антропологии, лингвистики, социологии и психологии 2-й пол. 20 в. Начало «Атласу» было положено в 1937 в процессе разработки проекта Ин-та изучения человеческих отношений «Кросс-культурная сводка» (Cross-Cultural Survey), целью которого были сбор и классификация информации по всем народам мира. Все исследуемые элементы культуры фиксировались при помощи разработанной М. формализов. записи, которая составила основу Ареальной картотеки данных по человеческим отношениям (HRAF – Human Relations Area File). В 1967 эти данные были опубликованы в виде «Этнографического атласа», представляющего собой набор табулограмм по более чем 600 культурам (в итоговом варианте 1973 представлено 1267 культур) – уникальный инструментарий для кросс-культурных исследований. Классификация сведений по разл. культурам способствовала формированию целого направления в антропологии.
Как теоретик М. разрабатывал методологию исследования культурно-детерминированного поведения человека, проблем родства и корреляции систем родства с социальной организацией, пытался установить статистически значимые корреляции между отд. элементами культуры и общества и др. М. был сторонником теории многолинейной эволюции (см. в ст. Неоэволюционизм), считал, что элементы культуры неизменны, меняются лишь их сочетания. Пытался установить и общие законы социальной эволюции (в частности, принцип ограниченных возможностей).
Концепция эволюции систем родства изложена в гл. книге М. «Социальная структура» (1949). Он считал, что типы родственных организаций эволюционируют в зависимости от изменения природных и социальных условий. Половое разделение труда определяет формы брачного поселения, которые в свою очередь порождают разл. виды филиации и систем родства. Терминология родства, по М., полностью детерминирована родственными отношениями.