Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЁРДОК

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 11-12

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов
Дж. П. Мёрдок.

МЁРДОК, Мер­док, Мэр­док (Murdock) Джордж Пи­тер (11.5.1897, Ме­ри­ден, штат Кон­нек­ти­кут – 29.3.1985, Де­вон, штат Пен­силь­ва­ния), амер. ан­тро­по­лог и со­цио­лог, чл. Нац. АН США (1964). Соз­да­тель хо­ло­куль­ту­ра­лиз­ма (кросс-куль­тур­ных ис­сле­до­ва­ний). Окон­чил Йель­ский ун-т (1919). В 1919–20 учил­ся в Гар­вард­ской шко­ле пра­ва, в 1920–1921 со­вер­шил кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие, по­се­тив Зап. Ев­ро­пу, Япо­нию, Ко­рею, Ки­тай, Ма­лай­зию, Ин­до­не­зию и Еги­пет. В 1922 по­ступил в ас­пи­ран­ту­ру Йель­ско­го ун-та. В 1925 за­щи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию, по­свя­щён­ную кри­тич. пе­ре­во­ду кни­ги эво­лю­цио­ни­ста Ю. Лип­пер­та «Ис­то­рия куль­ту­ры». В 1925–27 пре­по­да­вал со­цио­ло­гию в Мэ­ри­ленд­ском ун-те, в 1928–43 и 1953–60 – ан­тро­по­ло­гию в Йель­ском ун-те, уча­ст­во­вал в соз­да­нии Ин-та изу­че­ния че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний и от­де­ле­ния ан­тро­поло­гии (в 1938–43 и 1953–57 зав.). Про­во­дил по­ле­вую ра­бо­ту сре­ди ин­дей­цев хай­да (1932) и та­най­но (1934–35). В 1943–46 слу­жил во фло­те, в т. ч. в Ис­сле­до­ват. цен­тре ВМФ, где уча­ст­во­вал в со­став­ле­нии спра­воч­ни­ков по на­ро­дам Мик­ро­не­зии, о-вов Рю­кю (Нан­сей) и др. с це­лью спо­собст­во­вать дру­же­люб­ным от­но­ше­ни­ям во­ен­но­слу­жа­щих США с ко­рен­ным на­се­ле­ни­ем. Ор­га­ни­зо­вал Мик­ро­не­зий­скую на­уч. экс­пе­ди­цию, воз­глав­лял груп­пу ис­сле­до­ва­те­лей на о-ва Трук (1947–53). Один из соз­да­те­лей эт­но­гра­фич. кол­лек­ции Му­зея Би­шо­па в Го­но­лу­лу (ди­рек­тор в 1956). В 1962 ос­но­вал ме­ж­ду­нар. ж. «Ethnology», гл. ре­дак­тором ко­то­ро­го ос­та­вал­ся до 1973. Пре­зи­дент Об-ва при­клад­ной ан­тро­по­ло­гии США (1947), Эт­но­ло­гич. об-ва США (1952–53) и Амер. ан­тро­по­ло­гич. ас­со­циа­ции (1955).

М. – соз­да­тель «Эт­но­гра­фи­че­ско­го ат­ла­са», ока­зав­ше­го влия­ние на ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти куль­тур­ной и со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии, лин­гвис­ти­ки, со­цио­ло­гии и пси­хо­ло­гии 2-й пол. 20 в. На­ча­ло «Ат­ла­су» бы­ло по­ло­же­но в 1937 в про­цес­се раз­ра­бот­ки про­ек­та Ин-та изу­че­ния че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний «Кросс-куль­тур­ная свод­ка» (Cross-Cultural Survey), це­лью ко­то­ро­го бы­ли сбор и клас­си­фи­кация ин­фор­ма­ции по всем на­ро­дам ми­ра. Все ис­сле­дуе­мые эле­мен­ты куль­ту­ры фик­си­ро­ва­лись при по­мо­щи раз­ра­бо­тан­ной М. фор­ма­ли­зов. за­пи­си, ко­то­рая со­ста­ви­ла ос­но­ву Аре­аль­ной кар­то­те­ки дан­ных по че­ло­ве­че­ским от­но­ше­ни­ям (HRAF – Human Relations Area File). В 1967 эти дан­ные бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны в ви­де «Эт­но­гра­фи­че­ско­го ат­ла­са», пред­став­ляю­ще­го со­бой на­бор та­бу­ло­грамм по бо­лее чем 600 куль­ту­рам (в ито­го­вом ва­ри­ан­те 1973 пред­став­ле­но 1267 куль­тур) – уни­каль­ный ин­ст­ру­мен­та­рий для кросс-куль­тур­ных ис­сле­до­ва­ний. Клас­си­фи­ка­ция све­де­ний по разл. куль­ту­рам спо­соб­ст­во­ва­ла фор­ми­ро­ва­нию це­ло­го на­прав­ле­ния в ан­тро­по­ло­гии.

Как тео­ре­тик М. раз­ра­ба­ты­вал ме­то­до­ло­гию ис­сле­до­ва­ния куль­тур­но-де­тер­ми­ни­ро­ван­но­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка, про­блем род­ст­ва и кор­ре­ля­ции сис­тем род­ст­ва с со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ци­ей, пы­тал­ся ус­та­но­вить ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые кор­ре­ля­ции ме­ж­ду отд. эле­мен­та­ми куль­ту­ры и об­ще­ст­ва и др. М. был сто­рон­ни­ком тео­рии мно­го­ли­ней­ной эво­лю­ции (см. в ст. Нео­эво­лю­цио­низм), считал, что эле­мен­ты куль­ту­ры не­из­мен­ны, ме­ня­ют­ся лишь их со­че­та­ния. Пы­тал­ся ус­та­но­вить и об­щие за­ко­ны со­ци­аль­ной эво­лю­ции (в ча­ст­но­сти, прин­цип ог­ра­ни­чен­ных воз­мож­но­стей).

Кон­цеп­ция эво­лю­ции сис­тем род­ст­ва из­ло­же­на в гл. кни­ге М. «Со­ци­аль­ная струк­ту­ра» (1949). Он счи­тал, что ти­пы род­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций эво­лю­цио­ни­ру­ют в за­ви­си­мо­сти от из­ме­не­ния при­род­ных и со­ци­аль­ных ус­ло­вий. По­ло­вое раз­де­ле­ние тру­да оп­ре­де­ля­ет фор­мы брач­но­го по­се­ле­ния, ко­то­рые в свою оче­редь по­ро­ж­да­ют разл. ви­ды фи­лиа­ции и сис­тем род­ст­ва. Тер­ми­но­ло­гия род­ст­ва, по М., пол­но­стью де­тер­ми­ни­ро­ва­на род­ст­вен­ны­ми от­но­ше­ния­ми.

Соч.: Africa: its peoples and their culture his­tory. N. Y., 1959; Culture and society. Pitts­burgh, 1965; Theories of illness: a word survey. Pittsburgh, 1980; Atlas of world cultures. Pitts­burgh, 1981; Outline of cultural materi­als. 5th ed. New Haven, 1982 (co-auth.); Out­line of world cultures. 6th ed. New Haven, 1983; Со­ци­аль­ная струк­ту­ра. М., 2003.

Лит.: Spoehr A. G. P. Murdock // Ethnology. 1985. Vol. 24. № 4; Whiting JWM. G. P. Mur­dock // American Anthropologist. 1986. Vol. 88. № 3; Goodenough W. H. G. P. Mur­dock’s contributions to anthropology: an over­view // Behavior Science Research. 1988. Vol. 22. № 1; Ко­ро­та­ев А. В. Д. П. Мер­док и шко­ла ко­ли­че­ст­вен­ных кросс-куль­тур­ных (хо­ло­куль­ту­раль­ных) ис­сле­до­ва­ний // Мер­док Дж. П. Со­ци­аль­ная струк­ту­ра. М., 2003.

Вернуться к началу