Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРКИ́ЗЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 155-156

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Чининов

МАРКИ́ЗЦЫ, по­ли­не­зий­ский на­род, ко­рен­ное на­се­ле­ние Мар­киз­ских о-вов. Чис­лен­ность 7,5 тыс. чел. (2009, оцен­ка). Го­во­рят на мар­киз­ском яз. вост. под­груп­пы по­ли­не­зий­ских язы­ков; бли­зок к га­вай­ско­му яз. Де­лит­ся на сев. и юж. на­ре­чия. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­нён так­же франц. яз. Ме­ж­ду на­се­ле­ни­ем сев. и юж. час­тей ар­хи­пе­ла­га су­ще­ст­ву­ют диа­лект­ные и ан­тро­по­ло­гич. раз­ли­чия. Ве­рую­щие – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты).

Каменная скульптура тики. Лувр (Париж).
Маркизец, запекающий на костре плоды хлебного дерева. Фото 2005. Фото A. Gibb

Мар­киз­ские о-ва бы­ли за­се­ле­ны во 2-й пол. 1-го тыс., ве­ро­ят­но, с ост­ро­вов Об­ще­ст­ва и Туа­мо­ту. М. уча­ст­во­ва­ли в за­се­ле­нии Га­вай­ских и др. ост­ро­вов. Вы­ра­щи­ва­ли в осн. ко­ко­со­вую паль­му, хлеб­ное де­ре­во, ба­на­ны, раз­во­ди­ли сви­ней и кур. Бы­ли раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву (стол­бы до­мов, но­сы ло­док, па­ли­цы, ча­ши, руч­ки вее­ров и др.), кам­ню (в т. ч. ан­тро­по­морф­ные ста­туи ти­ки до 2,5 м в вы­со­ту), из­го­тов­ле­ние и ор­на­мен­та­ция та­пы. Тра­диц. оде­ж­да – на­бед­рен­ная по­вяз­ка (муж­ская – ха­ми, жен­ская – ка­еу) и плащ (ка­ху) из та­пы. Но­си­ли ук­ра­ше­ния из перь­ев, ра­ко­вин, че­ре­па­хо­во­го щи­та, кос­тей (в т. ч. че­ло­ве­че­ских), се­мян, че­ло­ве­че­ских во­лос (в т. ч. из бо­ро­ды ста­ри­ков). Бы­ло раз­ви­то иск-во та­туи­ров­ки, сплошь по­кры­вав­шей те­ло. Пле­ме­на (ма­таэ­и­на­на) за­ни­ма­ли гор­ные до­ли­ны, в боль­ших до­ли­нах ино­гда по неск. пле­мён. Во гла­ве пле­ме­ни – вождь (ха­каи­ки). Об­ще­ст­во де­ли­лось на два со­ци­аль­ных слоя: при­ви­ле­ги­ро­ван­ный (та­буи­ро­ван­ных) и про­сто­на­ро­дье; жен­щи­ны, не­за­ви­си­мо от со­ци­аль­но­го ста­ту­са, при­над­ле­жа­ли к про­сто­на­ро­дью. Сре­ди та­буи­ро­ван­ных наи­бо­лее вы­со­ким ран­гом об­ла­да­ли жре­цы: вер­хов­ный жрец (та­уа), час­то близ­кий род­ст­вен­ник во­ж­дя; це­ре­мо­ни­аль­ный жрец (ту­ху­на ота ого) и его по­мощ­ник (уу); на о. Ну­ку-Хи­ва выс­шим ран­гом об­ла­да­ли ста­ри­ки (мат­та пуо­во). Вы­де­ля­лись проф. груп­пы (ту­хун­га). Ос­но­ва со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – рэ­мидж. Бы­ли рас­про­стра­не­ны по­ли­ги­ния и по­ли­ан­д­рия, кросс­ку­зен­ный брак, авун­ку­лат и осо­бые от­но­ше­ния с се­ст­рой от­ца. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей и ге­не­рац. ти­па в по­ко­ле­нии эго. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­рас­ту и от­но­сит. по­лу. Ха­рак­тер­ны це­ре­мо­ни­аль­ные пло­ща­ди (тохуа), на ко­то­рых по­ме­ща­лись до­ма во­ж­дей, до­ма для та­туи­ров­ки, для гос­тей, де­тей, жен­щин и де­тей, ста­ри­ков и др. Об­ществ. по­строй­ки и до­ма во­ж­дей (фае) воз­во­ди­лись на ка­мен­ных плат­фор­мах (па­э­паэ) 1,5–3 м в вы­со­ту и св. 30 м в дли­ну. До­ма жре­цов (фае ту­кау или фае туа) дос­ти­га­ли 18 м в вы­со­ту. Прак­ти­ко­ва­лся ри­ту­аль­ный кан­ни­ба­лизм. Су­ще­ст­во­вал со­ци­аль­ный ин­сти­тут каи­ои, близ­кий к таи­тян­ско­му ари­ои. Со­хра­ня­лись ге­неа­ло­гии, бо­га­тый фольк­лор (ми­фы, пес­ни и др.). Му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты: ба­ра­бан, флей­та, но­со­вая флей­та, му­зы­каль­ный лук, сиг­наль­ная ра­ко­ви­на, де­ре­вян­ная тру­ба, кси­ло­фон, вар­ган.

Кон­так­ты с ев­ро­пей­цами (ис­пан­ца­ми) с 1595. Ко­ло­ни­за­ция при­ве­ла к рез­ко­му па­де­нию чис­лен­но­сти М. Цен­ные опи­са­ния М. сде­ла­ны Ю. Ф. Ли­сян­ским и И. Ф. Кру­зен­штер­ном.

Лит.: Linton R. The material culture of the Mar­quesas Islands. Honolulu, 1923; Handy E. S. C. The native culture in the Marquesas. Honolulu, 1923. N. Y., 1971; idem. Marquesan legends. Honolulu, 1930; Thomas N. Mar­que­san societies. Oxf., 1990; Ferdon E. N. Early observations of Marquesan culture, 1595–1813. Tucson, 1993.

Вернуться к началу