Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕСНЫ́Е НЕ́ГРЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 322

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. В. Дзибель

ЛЕСНЫ́Е НЕ́ГРЫ, на­род в Су­ри­на­ме и Гви­а­не. Чис­лен­ность в Су­ри­на­ме 42 тыс. чел., Гвиа­не – 6,5 тыс. чел., Гай­а­не – 0,8 тыс. чел. (2009, оцен­ка). Го­во­рят на кре­оль­ских язы­ках на англ. ос­но­ве: ндю­ка (джу­ка; с диа­лек­та­ми ау­кан­ским, алу­ку, па­ра­мак­кан и квин­ти; в осн. в бас­сей­нах р. Ма­ро­ни на вос­то­ке Су­ри­на­ма и за­па­де Франц. Гвиа­ны, р. Кот­ти­ка на се­ве­ро-вос­то­ке Су­ри­на­ма и в вер­хо­вь­ях р. Ма­на в це­нт­ре Франц. Гвиа­ны) и са­ра­мак­кан­ском (по ре­кам Су­ри­нам и Са­ра­мак­ка в центр. Су­ри­на­ме и на се­ве­ро-вос­то­ке Франц. Гвиа­ны). Рас­про­стра­нён так­же ни­дерл. яз. Ка­то­ли­ки и про­те­стан­ты.

Груп­пы Л. н. фор­ми­ро­ва­лись с 17 в. из бег­лых ра­бов-нег­ров (ма­ро­нов), в осн. вы­ход­цев с тер­ри­то­рии совр. Ан­го­лы (кон­го) и Зап. Аф­ри­ки (акан, гбе и др.), об­ра­зо­вы­вав­ших не­за­ви­си­мые по­се­ле­ния в труд­но­дос­туп­ных мес­тах. Со­стоя­ли из групп: ау­ка­но, или дьюка, ндью­ка (с 1720 на р. Ма­ро­ни), па­ра­мак­ка­но (с 1720 в сред­нем те­че­нии р. Ма­ро­ни), бо­ни, или алу­ку (с 1815 по р. Ла­ва), коф­фи­мак­ка, или квин­ти (с 1805 в бас­сей­не р. Коп­пе­на­ме), са­ра­мак­ка­но (с 1700 в верх­нем те­че­нии р. Су­ри­нам), ма­туа­ри, или ма­та­ви (в 1762 от­де­ли­лись от са­ра­мак­ка­но, по­се­ли­лись в верх­нем и сред­нем те­че­нии р. Са­ра­мак­ка), и др. Под­дер­жи­ва­ли кон­так­ты с ин­дей­ца­ми. В 1760-е гг. об­щи­ны Л. н. за­клю­чи­ли до­го­вор с ко­ло­ни­аль­ны­ми вла­стя­ми, ко­то­рые со­гла­си­лись по­став­лять им то­ва­ры и вы­пла­чи­вать жа­ло­ванье во­ж­дям (со­хра­ня­ет­ся в ви­де обы­чая «по­дар­ков»). Од­на­ко позд­нее про­тив Л. н. вы­сы­ла­лись ка­ра­тель­ные экс­пе­ди­ции. По­сле от­ме­ны раб­ст­ва (в Гвиа­не в 1848, в Су­ри­на­ме в 1863) груп­пы Л. н. по­пол­ня­лись за счёт быв­ших ра­бов. По­пыт­ки вла­стей пре­одо­леть изо­ля­цию Л. н., про­грам­мы «мо­дер­ни­за­ции» и хри­стиа­ни­за­ции дол­гое вре­мя не при­но­си­ли ус­пе­ха. С 1940-х гг. уси­ли­ва­ет­ся их ми­гра­ция на за­ра­бот­ки и в го­ро­да, рас­тёт ас­си­ми­ля­ция кре­о­ла­ми.

Из нег­ри­тян­ских групп Аме­ри­ки в наи­боль­шей сте­пе­ни со­хра­ня­ют чер­ты афр. куль­ту­ры (в со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции, ре­ли­гии). У ин­дей­цев за­им­ст­во­ва­ли под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (ма­ни­ок, зем­ля­ной орех, ба­на­ны, рис), охо­ту и ры­бо­лов­ст­во. Ра­бо­та­ют по най­му на лес­ных про­мыс­лах (руб­ка и сплав ле­са, сбор кау­чу­ка) и в го­ро­дах. Жи­ли­ще – круг­лая хи­жи­на с ко­нич. кры­шей из паль­мо­вых ли­сть­ев. Пле­ме­на де­лят­ся на мат­ри­ли­ней­ные ро­ды (ло – у бо­ни и ма­туа­ри) и ло­ка­ли­зо­ван­ные ма­три­ли­ни­д­жи (во­су­ден­ду – у са­ра­мак­ка­но, бее – у бо­ни и ма­туа­ри, ма­ма­пи­кин – у аука­но) и суб­ли­нид­жи (пи­си – у аука­но и ма­туа­ри). Рас­про­ст­ра­не­на по­ли­ги­ния (жё­ны про­ис­хо­дят из раз­ных ли­нид­жей). У не­ко­то­рых групп Л. н. си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва со­хра­ня­ет афр. чер­ты (напр., у са­ра­мак­ка­но де­ды и вну­ки свя­за­ны вза­им­ной тер­ми­но­ло­ги­ей, как у мн. зап.- афр. на­ро­дов). Во гла­ве ли­нид­жей и суб­ли­нид­жей сто­ит вождь (гран-мен – «боль­шой че­ло­век»), управ­ляю­щий с по­мо­щью ро­до­вых во­ж­дей («ка­пи­та­нов»). Раз в год во­ж­ди со­зы­ва­ют об­ще­пле­мен­ное со­б­ра­ние. Со­хра­ня­ют­ся куль­ты афр. про­ис­хо­ж­де­ния (в т. ч. культ ду­хов умер­ших ку­ну), ле­ген­ды о куль­тур­ном ге­рое-трик­сте­ре Анан­си, пе­сен­ный фольк­лор и ри­ту­аль­ные тан­цы, при­клад­ное иск-во (резь­ба по де­ре­ву на вёс­лах и до­маш­ней ут­ва­ри и др.).

Лит.: Hurault J. Les noirs réfugiés Boni de la Guyane française. P., 1962; Neumann P. Wirts­chaft und materielle Kultur der Bus­chne­ger Surinames: ein Beitrag zur Erforschung afroamerikanischer Probleme. B., 1967; Her­s­kovits M. J., Herskovits F. S. Rebel destiny: among the bush negroes of Dutch Guiana. 2nd ed. Freeport, 1971; Price R. Saramaka so­cial structure. Rio Piedras, 1975; Со­зи­на С. А. Су­ри­нам. Из эт­ни­че­ской ис­то­рии // Эт­ни­че­ские про­цес­сы в стра­нах Юж­ной Аме­ри­ки. М., 1981; Thoden van Velzen H. U. E., Wete­ring W. van. The great father and the danger: religious cults, material forces, and collective fantasies in the world of the Surinames Ma­roons. Dordrecht, 1988; idem. In the shadow of the oracle: religion as politics in a Suriname Maroon society. Long Grove, 2004; Migge B. Creole formation as language contact: The case of the Suriname creoles. Amst., 2003.

Вернуться к началу