Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУСУ́НДА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 462

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КУСУ́НДА (са­мо­на­зва­ния: ми­хак – «на­род», ги­лонг-деи-ми­хак – «на­род ле­са»; не­паль­ское – бан­ко рад­жа, букв. – ко­ро­ли ле­са), на­род в Центр. Не­па­ле (зо­на Ган­да­ки, р-н Та­на­ху). Чис­лен­ность ок. 0,2 тыс. чел. (2008, оцен­ка). Го­во­рят в осн. на не­паль­ском яз. Яз. ку­сун­да – изо­ли­ро­ван­ный [не­ко­то­рые учё­ные свя­зы­ва­ют его с ан­да­ман­ски­ми язы­ка­ми и да­лее, ги­по­те­ти­че­ской ин­доти­хо­оке­ан­ской мак­ро­се­мьёй (на­пу­ас­ские язы­ки), в 2004 бы­ло из­ве­ст­но о 7–8 но­си­те­лях]. К. – ин­дуи­сты.

К. – ос­тат­ки до­ти­бе­то-бир­ман­ско­го на­се­ле­ния (об­на­ру­же­ны в 1848). Тра­диц. за­ня­тия – бро­дя­чая охо­та (с лу­ком и стре­ла­ми) и со­би­ра­тель­ст­во. В нач. 20 в. в осн. пе­ре­шли к па­шен­но­му зем­ле­де­лию и жи­вот­но­вод­ст­ву. Охо­тились груп­па­ми по 2–3 чел. Для вы­ка­пы­ва­ния съе­доб­ных кор­не­вищ ди­ких рас­те­ний муж­чи­ны ис­поль­зовали мо­ты­гу (шин­гка), жен­щи­ны – нож с изо­гну­тым лез­ви­ем. Со 2-й пол. 20 в. рас­про­стра­ни­лось ры­бо­лов­ст­во с при­ме­не­ни­ем за­пруд и рас­тит. ядов. Тра­диц. жи­ли­ще – на­вес, оде­ж­да – не­сши­тая юб­ка и на­кид­ка. Упот­реб­ля­ют в пи­щу ядо­ви­тые клуб­ни ям­са (Diosco­rea daemonia и Dioscorea sativa), ко­то­рые вы­дер­жи­ва­ют в го­ря­чем пе­п­ле, про­мы­ва­ют и ва­рят. До 20 в. не упо­треб­ля­ли в пи­щу мя­са до­маш­них жи­вот­ных и мо­ло­ка. Де­лят­ся на 4 пат­ри­ли­ней­ных ро­да (в нач. 20 в. – ок. 60). Прак­ти­ку­ют­ся мат­ри­ла­те­раль­ный крос­ску­зен­ный брак (в по­след­нее вре­мя, в свя­зи с не­хват­кой брач­ных па­рт­нё­ров, до­пу­ска­ет­ся так­же пат­ри­ла­те­раль­ный), ле­ви­рат и со­ро­рат. По­ли­ги­ния ред­ка. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па в 1-м вос­хо­дя­щем и 1-м нис­хо­дя­щем по­ко­ле­ни­ях и ге­не­ра­ци­он­но­го ти­па в по­ко­ле­нии эго. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и по­лу. За­мет­но влия­ние не­паль­ской си­сте­мы тер­ми­нов род­ст­ва. Ин­дуи­ст­ских обы­ча­ев и об­ря­дов не со­блю­да­ют, за ис­клю­че­ни­ем на­не­се­ния пят­ныш­ка на лоб (ти­ки) во вре­мя не­ко­то­рых празд­ни­ков. В об­ще­не­паль­ской кас­то­вой сис­те­ме К. от­но­сят­ся к од­ной из низ­ших каст, од­на­ко пре­тен­ду­ют на при­над­леж­ность к ко­ро­лев­ской кас­те не­па­лит­ха ха­ку­ри. Вер­хов­ное бо­же­ст­во К. – бо­ги­ня-вои­тель­ни­ца Као­ли (Ка­ли). Ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны культ пред­ков и ша­ма­низм. 

Лит.: Reinhard J. G. The Kusunda: ethno­gra­phic notes on a hunting tribe of Nepal // Bulle­tin of the International Committee on Urgent Anthropological and Ethnological Re­search. 1968. № 10; idem. The Ban Rajas: a vanishing Himalayan tribe // Contributions to Nepalese Studies. 1976. № 4; Whitehouse P. et al. Kusunda: An Indo-Pacific language in Nepal // Proceedings of the National Academy of Sci­ences of the United States of America. 2004. Vol. 101. № 15.

Вернуться к началу