ДЖОЛУ́О
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖОЛУ́О (луо, луо Кавирондо, нилоты Кавирондо; самоназвание – Jo-Luo, Dholuo), народ группы луо южные, третий по численности народ Кении. Численность 4,2 млн. чел. (2007, оценка). Расселены в бассейне зал. Винам на востоке оз. Виктория на юго-западе Кении (пров. Ньянза). Более 200 тыс. чел. живут также на севере Танзании (обл. Мара). Проживают также в США, Канаде, Австралии, странах Европы. Говорят на яз. луо (долуо). Распространён также англ. яз. Св. 80% – христиане.
Д. – в прошлом скотоводы-кочевники, перешли к оседлому ручному земледелию в ходе миграций в район зал. Винам с юга совр. Судана через Уганду в 15–17 вв. Мн. элементы культуры восприняли от соседних банту (лухья и др.). Женщины занимаются земледелием и гончарством, мужчины – животноводством и кузнечеством. Традиц. поселения разбросанные, жилище каркасное, обмазанное глиной, круглое или квадратное в плане, соломенная крыша образует навес до 1 м шириной. Мужская одежда – кожаные накидки (куоди) и набедренные повязки (чиено). Ныне вместе с оружием используется во время церемониальных танцев. Распространены церемониальные головные уборы из рогов, страусиных перьев, раскраска лица, рук и ног. Д. делятся на 12 объединений (джо-гем, джо-угенья, джо-семе, джо-каджулу, джо-карачуоньо, джо-ньякач, джо-кабундо, джо-кисумо, джо-кано, джо-асембо, джо-уйома и джо-саква), до сер. 19 в. управлявшихся верховными старейшинами (руот), и патрилинейные роды. Патрилинейность укрепилась в колониальный период в связи с сокращением земельных ресурсов. Одновременно усиливались матрилинейные связи, отношения по свойству и адопции. Система терминов родства бифуркативного типа. Сохраняются большие патриархальные семьи, возрастные группы и полигиния (до 5 жён). Дома в усадьбе, предназначенные для жён и сыновей главы семьи, располагаются по чёткому плану. После смерти член семьи погребается в доме (даже если он большую часть жизни жил в др. месте), который более не используется. Усадьба наследуется младшим сыном. Практикуются брачный выкуп и умыкание, избегание между мужчиной и родителями жены. Сохраняется богатая устная историч. традиция. Традиц. верования – культ предков, верховного божества Ньяси (Ньясайе) и др. Сохраняются церемонии наречения имени (джуоги) и инициации (вместо обрезания проводится обряд удаления 6 передних нижних зубов), погребальный обряд (теро буру), церемонии изгнания злых духов (ньявава), вызывания дождя, шаманские ритуалы, «пивные праздники» (дуду, охангла), спортивные состязания (рамоги) и др. Регулярные контакты с англ. колонизаторами с кон. 19 в. Влияние англичан усиливается с нач. 20 в. Принимали активное участие в борьбе за независимость и в совр. политич. жизни Кении. Из Д. вышли известные политики и деятели культуры: Аджума Огинга Одинга, первый вице-президент независимой Кении, писательница Грейс Огот, историк Бетуэлл Огот и др. Вне своей осн. территории занимаются фермерством и работой по найму, часть живёт в городах.