ГУАХИ́БО
-
Рубрика: Этнология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУАХИ́БО (уахибо, увайва, вайва), группа индейских народов на северо-востоке Колумбии (левобережье Ориноко, между реками Араука и Гуавьяре) и в пограничных районах Венесуэлы. Включает собственно Г. [сикуани; самоназвание – hiwi (люди)], куиба [куива, чирикоа; самоназвания – моне (люди), вамоне (наши люди)], гуаяберо (кунимиа) и макагуа (макагуане, хитну). Оседлые группы называют кочевых Г. матасинипи-хиви (‘люди саванны’), сикуани (‘дикари’). Численность в Колумбии 30 тыс. чел. (2006, оценка), в Венесуэле 9 тыс. чел. Говорят на языках семьи гуахибо. Письменность на основе лат. графики. Св. половины Г. говорят также на исп. языке. 70% Г. – католики и протестанты, остальные придерживаются традиц. верований.
Контакты с испанцами с 1538 (экспедиция Н. Федермана). В 16 – нач. 19 вв., по мере вымирания соседних оседло-земледельч. народов (салива, араваков-ачагуа и др.), ведшие подвижный образ жизни Г. распространились почти по всей территории льянос. Традиц. культура типична для полуоседлых индейцев южноамер. саванн. Традиц. занятия – бродячая охота (с луком и стрелометательной трубкой), рыболовство, собирательство; возможно, были знакомы с земледелием. В 18 в. после ассимиляции остатков аравакских групп Г., освоив зону галерейных лесов вдоль рек, перешли к подсечно-огневому земледелию (в осн. горький и сладкий маниок, батат, ямс). Проникновение с сер. 19 в. на их территорию скотоводов-креолов приводило к столкновениям до 1960-х гг. С 1950-х гг. часть Г. переселяется в Венесуэлу. С 1980-х гг. для Г. созданы резервации (некоторые – совместно с салива и ачагуа), среди них действуют протестантские миссионеры. Государство содействует обучению Г. навыкам скотоводства, призванного заменить охоту. Сохраняются ремёсла: резьба по дереву, изготовление лодок-долблёнок и плотов, плетение (корзины, сита для просеивания маниоковой муки) – среди мужчин (ныне плетением корзин на продажу стали заниматься женщины); изготовление тапы, керамич. сосудов (техникой кольцевого налепа) с лепными антропоморфными изображениями и жаровен для прожаривания маниоковой муки – среди женщин. Традиц. жилище – навес или хижина с куполообразной или двускатной спускающейся до земли крышей из травы и листьев. Родовая организация отсутствует. Брак патрилокальный, практикуются полигиния, добрачная свобода общения полов, билатеральные кросскузенные браки. В прошлом было заметное число мужчин-травести, выполняющих женские социальные функции. Большие семьи объединяются в экзогамные общины во главе со старейшиной и шаманом. Атрибут шамана – погремушка-марака из тыквы-горлянки, украшенная перьями птицы паухиль (Mitu tomentosus). К шаманам Г. нередко обращаются и креолы. Сохраняются ритуалы, связанные с употреблением галлюциногенного порошка йопо из бобов дерева анаденантера иноземная (Anadenanthera peregrine), инициации девушек, вторичные захоронения в керамич. сосудах. Муз. инструменты – флейта из длинных костей оленя, тростниковая многоствольная флейта. Среди мифологич. сюжетов – о вознесении на небо мужчины-Солнца и женщины-Луны; о дереве, на котором зрели все культурные растения; о появлении людей из-под земли; цикл о Кувеи (персонаж, общий с араваками), или Фурна́минали (создание женщины из дерева, её похищение стервятниками и возвращение; победа над её отцом Змеем и его превращение в Млечный Путь).