Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУАХИ́БО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 112

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Берёзкин

ГУАХИ́БО (уа­хи­бо, увай­ва, вай­ва), груп­па ин­дей­ских на­ро­дов на се­ве­ро-вос­то­ке Ко­лум­бии (ле­во­бе­ре­жье Ори­но­ко, ме­ж­ду ре­ка­ми Арау­ка и Гу­авь­я­ре) и в по­гра­нич­ных рай­онах Ве­не­су­элы. Вклю­ча­ет соб­ст­вен­но Г. [си­куа­ни; са­мо­на­зва­ние – hiwi (лю­ди)], куи­ба [куи­ва, чи­ри­коа; са­мо­на­зва­ния – мо­не (лю­ди), ва­мо­не (на­ши лю­ди)], гуа­я­бе­ро (ку­ни­миа) и ма­ка­гуа (ма­ка­гуа­не, хит­ну). Осед­лые груп­пы на­зы­ва­ют ко­че­вых Г. ма­та­си­ни­пи-хи­ви (‘лю­ди саванны’), си­куа­ни (‘дика­ри’). Чис­лен­ность в Ко­лум­бии 30 тыс. чел. (2006, оцен­ка), в Ве­не­су­эле 9 тыс. чел. Го­во­рят на язы­ках се­мьи гуа­хи­бо. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Св. по­ло­ви­ны Г. го­во­рят так­же на исп. язы­ке. 70% Г. – ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты, ос­таль­ные при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Шаман гуахибо и его внучка.

Кон­так­ты с ис­пан­ца­ми с 1538 (экс­педи­ция Н. Фе­дер­ма­на). В 16 – нач. 19 вв., по ме­ре вы­ми­ра­ния со­сед­них осед­ло-зем­ле­дельч. на­ро­дов (са­ли­ва, ара­ва­ков-ача­гуа и др.), вед­шие под­виж­ный об­раз жиз­ни Г. рас­про­стра­ни­лись поч­ти по всей тер­ри­то­рии лья­нос. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для по­лу­осед­лых ин­дей­цев юж­но­амер. са­ванн. Тра­диц. за­ня­тия – бро­дя­чая охо­та (с лу­ком и стре­ло­ме­та­тель­ной труб­кой), ры­бо­лов­ст­во, со­би­ра­тель­ст­во; воз­мож­но, бы­ли зна­ко­мы с зем­ле­де­ли­ем. В 18 в. по­сле ас­си­ми­ля­ции ос­тат­ков ара­вак­ских групп Г., ос­воив зо­ну га­ле­рей­ных ле­сов вдоль рек, пе­ре­шли к под­сеч­но-ог­не­во­му зем­ле­де­лию (в осн. горь­кий и слад­кий ма­ни­ок, ба­тат, ямс). Про­ник­но­ве­ние с сер. 19 в. на их тер­ри­то­рию ско­то­во­дов-кре­о­лов при­во­ди­ло к столк­но­ве­ни­ям до 1960-х гг. С 1950-х гг. часть Г. пе­ре­се­ля­ет­ся в Ве­не­су­элу. С 1980-х гг. для Г. соз­да­ны ре­зер­ва­ции (не­ко­то­рые – со­вме­ст­но с са­ли­ва и ача­гуа), сре­ди них дей­ст­ву­ют про­тес­тант­ские мис­сио­не­ры. Го­су­дар­ст­во со­дей­ст­ву­ет обу­че­нию Г. на­вы­кам ско­то­вод­ст­ва, при­зван­но­го за­ме­нить охо­ту. Со­хра­ня­ют­ся ре­мёс­ла: резь­ба по де­ре­ву, из­го­тов­ле­ние ло­док-долб­лё­нок и пло­тов, пле­те­ние (кор­зи­ны, си­та для про­сеи­ва­ния ма­нио­ко­вой му­ки) – сре­ди муж­чин (ны­не пле­те­ни­ем кор­зин на про­да­жу ста­ли за­ни­мать­ся жен­щи­ны); из­го­тов­ле­ние та­пы, ке­ра­мич. со­су­дов (тех­ни­кой коль­це­во­го на­ле­па) с леп­ны­ми ан­тро­по­морф­ны­ми изо­бра­же­ния­ми и жа­ро­вен для про­жа­ри­ва­ния ма­нио­ко­вой му­ки – сре­ди жен­щин. Тра­диц. жи­ли­ще – на­вес или хи­жи­на с ку­по­ло­об­раз­ной или дву­скат­ной спус­каю­щей­ся до зем­ли кры­шей из тра­вы и ли­сть­ев. Родовая организация отсутствует. Брак пат­ри­ло­каль­ный, практикуются по­ли­ги­ния, до­б­рач­ная сво­бо­да об­ще­ния по­лов, билатеральные кросску­зен­ные браки. В про­шлом бы­ло за­мет­ное чис­ло муж­чин-тра­ве­сти, вы­пол­няю­щих жен­ские со­ци­аль­ные функ­ции. Большие се­мьи объ­еди­ня­ют­ся в экзогамные общины во гла­ве со ста­рей­ши­ной и ша­ма­ном. Ат­рибут ша­ма­на – по­гре­муш­ка-ма­ра­ка из ты­к­вы-гор­лян­ки, ук­ра­шен­ная перь­я­ми пти­цы пау­хиль (Mitu to­men­to­sus). К ша­ма­нам Г. не­ред­ко об­ра­ща­ют­ся и кре­о­лы. Со­хра­ня­ют­ся ри­туа­лы, свя­зан­ные с упот­реб­ле­ни­ем гал­лю­ци­но­ген­но­го по­рош­ка йо­по из бо­бов де­ре­ва ана­де­нан­те­ра ино­зем­ная (Anadenan­the­ra peregrine), ини­циа­ции де­ву­шек, вто­рич­ные за­хо­ро­не­ния в ке­ра­мич. со­су­дах. Муз. ин­ст­ру­мен­ты – флей­та из длин­ных кос­тей оле­ня, тро­ст­ни­ко­вая мно­го­стволь­ная флей­та. Сре­ди ми­фо­ло­гич. сю­же­тов – о воз­не­се­нии на не­бо муж­чи­ны-Солн­ца и жен­щи­ны-Лу­ны; о де­ре­ве, на ко­то­ром зре­ли все куль­тур­ные рас­те­ния; о по­яв­ле­нии лю­дей из-под зем­ли; цикл о Ку­веи (пер­со­наж, об­щий с ара­ва­ка­ми), или Фурна́минали (соз­да­ние жен­щи­ны из де­ре­ва, её по­хи­ще­ние стер­вят­ни­ка­ми и воз­вра­ще­ние; по­бе­да над её от­цом Зме­ем и его пре­вра­ще­ние в Млеч­ный Путь).

Лит.: Morey R. V., Metzger D. J. The Gu­a­hi­bo: people of savanna. W., 1974; Schind­ler H. In­formaciones sobre la religión guaya­bera (Ori­en­te de Colombia) // Indiana. 1977. № 4; Folk lite­rature of the Cuiva Indians. Los Ang., 1991; Folk literature of the Sikuani Indians. Los Ang., 1992; Sosa M. El valor de la persona en la economia guahiba. 2 ed. Bogotá, 2000; Ори­но­ко: мир ин­дей­цев Ама­зо­нии. СПб., 2005.

Вернуться к началу