ВИСА́ЙЯ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИСА́ЙЯ (висая, бисайя), 1) группа австронезийских народов на Филиппинах (висайянцы; самоназвания – bisaya, kabisay-an). Живут на Висайских о-вах (регионы Зап., Центр. и Вост. Висая). Включают народы: собственно В., или себуано (15 млн. чел. – острова Себу, Негрос, Минданао), каписнон и акланон (о. Панай), хилигайнон, или илонго, кинарай-а (острова Панай, Негрос), варай (острова Самар и Лейте) и др. Численность ок. 29 млн. чел. (2000, перепись). Говорят на бисайских языках. Распространены также тагальский и англ. языки. В осн. католики (В. – гл. проводники христианизации в юж. мусульм. ареале Филиппин).
В доиспанский период В. (особенно себуано) были активными участниками торговли на мор. шёлковом пути, соединявшем Индию и Китай с Ближним Востоком; были знакомы с индуизмом, буддизмом, исламом, оставившими след в языке и фольклоре, но сохраняли традиц. религию. Были развиты мореплавание, пиратство, кораблестроение, кузнечное, оружейное, ювелирное дело, ткачество (ткани синамай из волокон текстильного банана, пинья из волокон ананаса, хуси). Висайские княжества Бутуан, Лимасава, Себу, Мактан имели династич. связи и вели торговлю с государствами Филиппин (Манильским султанатом, о. Минданао, султанатом Сулу), Индонезии и Малайзии (Шривиджайей, Брунеем). Правители, носившие малайско-санскритские титулы (раджа, батара, саррипада), составляли социальный слой дату; их дети от рабынь – слой свободных, но ограниченных в правах и не имевших собственности воинов-дружинников (тимава); существовали классы рабов (орипин). Представители высших слоёв в знак воинской
доблести покрывали себя татуировкой (изображения змей, ящериц, геометрич. орнамент); лучшие воины были татуированы с головы до ног (отсюда исп. назв. В. – pintados, букв. – раскрашенные). В 16 в. начинается христианизация В. Раджа Себу Хумабон, крещённый Магелланом, почитается как первый филиппинский христианин. Его тесть Лапу-Лапу, убивший Магеллана, считается первым филиппинским борцом за независимость. Город Себу был столицей исп. Филиппин.
Традиц. культура типична для равнинных народов Филиппин (см. в ст. Филиппинцы). Осн. занятия – пашенное земледелие (поливной и суходольный рис, текстильный банан, сахарный тростник, кокос; о. Негрос – крупнейший экспортёр тростникового сахара и кокосового масла) и животноводство. Традиц. напитки: туба из кокосового молока или сока пальмы нипа, кабараван – из мёда, интус, или киланг, – из сока сахарного тростника, пангаси – из риса или проса; все они использовались для перегонки спирта (алак). Распространены петушиные бои. В январе в Себу отмечается праздник Санта-Ниньо в честь местной святыни – статуэтки младенца Христа, подаренной Магелланом; на о. Панай – праздник Ати-Атихан с театрализованными представлениями битвы между негрито и филиппинцами. Распространено женское шаманство. Была развита муз. и танцевальная культура, устная поэзия; короткие стихотворения (амбахан), написанные 7-сложным размером, записывались слоговым письмом, не применявшимся для др. целей. Сохранились исп. переложения эпич. поэм (сидай, канду); ряд знаменитых памятников висайской письменности («Кодекс Калантиано», поэма «Марагтас») ныне признаны подделками 20 в. В. – наиболее испанизированный народ Филиппин; исп. влияние прослеживается в языках, одежде, муз., танцевальном и песенном фольклоре, лит-ре, архитектуре, живописи.
2) Этнич. группы (бисайя, басайя) в составе даяков на севере о. Калимантан. Численность в Малайзии (провинции Сабах и Саравак) 17,3 тыс. чел., в Брунее 1 тыс. чел. (2006, оценка). Говорят на северно- и южнобисайском языках дусунской подгруппы калимантанских языков.