Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУХА́РЦЫ СИБИ́РСКИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 430

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Томилов

БУХА́РЦЫ СИБИ́РСКИЕ (са­мо­на­зва­ния – си­бир бу­хар­лык, сарт, уз­бек), эт­нич. груп­па в со­ста­ве та­тар си­бир­ских. Чис­лен­ность по пе­ре­пи­си 1926 – 11,7 тыс. чел., по­сле­дую­щи­ми пе­ре­пи­ся­ми не учи­ты­ва­лись. Ас­си­ми­ли­ро­ва­ны си­бир­ски­ми та­та­ра­ми, но со­хра­ня­ют эт­но­ге­не­тич. па­мять.

Б. с. – по­том­ки вы­ход­цев из Ср. Азии (Бу­ха­ры, Хо­рез­ма, Са­мар­кан­да, Таш­кен­та, Ур­ген­ча, Ко­кан­да, Хи­вы, Фер­ган­ской до­ли­ны, Тур­ке­ста­на). По пре­да­нию, пер­вы­ми на Ир­тыш при­бы­ли в 1394–95 вои­ны и ду­хов­ные ли­ца – по­слан­цы ха­на Шей­ба­на (вну­ка Чин­гис­ха­на). Сле­дую­щие вол­ны пе­ре­се­ле­ний свя­за­ны с вхо­ж­де­ни­ем юж. рай­онов Зап.-Си­бир­ской рав­ни­ны в дер­жа­ву пра­ви­те­ля из ро­да Джу­чи­дов Абул­хай­ра (1420-е гг.), за­вое­ва­ния­ми ха­на из ро­да Шей­ба­ни­дов Ку­чу­ма (1560-е гг.); осо­бен­но ми­гра­ция уси­ли­лась по­сле при­сое­ди­не­ния Си­би­ри к Рос­сии, вплоть до 1-й четв. 19 в. Пер­во­на­чаль­но сре­ди пе­ре­се­лен­цев пре­об­ла­да­ли му­сульм. эли­та и куп­цы, мо­но­по­ли­зи­ро­вав­шие тор­гов­лю в Си­бир­ском хан­ст­ве, с 17–18 вв. – кре­сть­я­не и ре­мес­лен­ни­ки, по­лу­чав­шие льго­ты от цар­ских вла­стей. Б. с. при­вле­ка­лись для вы­пол­не­ния фи­нан­со­вых и ди­пло­ма­тич. по­ру­че­ний. До 1923 су­ще­ст­во­ва­ли бу­хар­ские во­лос­ти в Тар­ском, То­боль­ском и Тю­мен­ском уез­дах. Раз­де­ля­лись на тю­мен­скую, то­боль­скую, тар­скую и том­скую ло­каль­ные груп­пы.

Б. с. бы­ли про­вод­ни­ка­ми сре­ди си­бир­ских та­тар ис­ла­ма и му­сульм. ср.-ази­ат. куль­ту­ры, в т. ч. оде­ж­ды (ха­ла­ты ср.-ази­ат. по­кроя, тю­бе­тей­ки, поя­са-плат­ки), кух­ни (плов, обы­чай чае­пи­тия), ут­ва­ри (мед­ные мис­ки, ко­тел­ки, кум­га­ны, кув­ши­ны для во­ды, жа­ров­ни-ман­ка­лы), ор­на­мен­та (че­кан­ный рас­тит. узор, араб. над­пи­си). Ме­ст­ное влия­ние на Б. с. про­яв­ля­лось в ме­нее стро­гом со­блю­де­нии ша­риа­та. Со­хра­ня­ют­ся ро­до­вые ге­неа­ло­гии (ше­же­ре), дос­ти­гаю­щие 13–14 вв.

Лит.: Ва­ле­ев Ф. Т. К во­про­су о ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ре си­бир­ских бу­хар­цев и таш­кент­цев // Об­ще­ст­вен­ные нау­ки в Уз­бе­ки­ста­не. 1963. № 1; Ва­ле­ев Ф. Т., То­ми­лов Н. А. Та­та­ры За­пад­ной Си­би­ри: Ис­то­рия и куль­ту­ра. Но­во­сиб., 1996.

Вернуться к началу