Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕТЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 434

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Р. Арсеньев

БЕТЕ́ (са­мо­на­зва­ние – bе́ tе́ ), на­род на юго-за­па­де Кот-д’Ивуа­ра (в осн. в деп-тах Верх­няя Са­санд­ра, Юж. Бан­да­ма и на западе деп-та Ла­гуны). Чис­лен­ность 840 тыс. чел. (2005, оцен­ка). Вклю­ча­ет груп­пы бе­те­гбо (соб­ст­вен­но Б.), гань­оа, или вост. Б., го­дие, куя, ква­диа, ди­да, нейо и др. Язы­ки вост. вет­ви кру язы­ков: соб­ст­вен­но бе­те (с на­ре­чия­ми да­лоа и ги­бе­руа), гань­оа, ди­да, го­дие и др. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки; в 20 в. бы­ло соз­да­но пик­то­гра­фич. пись­мо. Го­во­рят так­же на франц. яз. Со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, часть Б. – ка­то­ли­ки, есть про­тес­тан­ты и не­мно­го­чис­л. му­суль­ма­не.

Маска. Дерево. Коллекция М. Хенфри.

Эт­но­ге­не­тич. пре­да­ния, воз­во­дя­щие Б. к об­ще­му пред­ку – куль­тур­но­му ге­рою Ла­го-Та­пе, го­во­рят о при­хо­де Б. с за­па­да (тер­ри­то­рия Ли­бе­рии). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов тро­пич. ле­сов Гви­ней­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. До сер. 20 в. осн. за­ня­тия­ми бы­ли охо­та и под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие. Вы­ра­щи­ва­ние оре­хов ко­ла слу­жи­ло ба­зой об­ме­на че­рез по­сред­ст­во дью­ла с на­ро­да­ми зо­ны са­ванн. С сер. 20 в. рас­про­стра­ня­ет­ся план­та­ци­он­ное зем­ле­де­лие. Мно­гие жи­вут в го­ро­дах, есть пред­ста­ви­те­ли ин­тел­ли­ген­ции, ра­бот­ни­ки сфе­ры управ­ле­ния. Раз­ви­ты куз­не­че­ст­во, гон­чар­ст­во, резь­ба по де­ре­ву (ха­рак­терна для запада Гвинейского побере­жья: мас­ки близ­ки к мас­кам ге­ре, ста­ту­эт­ки – к сти­ли­стич. груп­пам дан-ге­ре и бау­ле-гу­ро-ашан­ти). Со­хра­ня­ют­ся пат­ри­ли­ней­ные ли­нид­жи (гле­бо) и их объ­е­ди­не­ния (дик­пи), в пре­де­лах ко­то­рых дей­ст­ву­ют нор­мы пред­поч­ти­тель­но­го бра­ка и взаи­мо­по­мо­щи (ле­ле); от­но­ше­ния ме­ж­ду чле­на­ми ре­гу­ли­ру­ют­ся обы­ча­ем под­шу­чи­ва­ния. Боль­ше­се­мей­ная об­щи­на за­се­ля­ет отд. квар­тал в по­се­ле­нии. Пле­мен­ная и во­ен­ная ор­га­ни­за­ция, воз­мож­но, раз­ви­лась под влия­ни­ем транс­ат­лан­тич. ра­бо­тор­гов­ли; воз­ро­ж­да­ет­ся на ру­бе­же 20–21 вв. в ус­ло­ви­ях гражд. вой­ны. Су­ще­ст­ву­ют тай­ные сою­зы. Жи­ли­ще в осн. пря­мо­уголь­ное. Муж­ская оде­ж­да – ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха ти­па бу­бу и по­кры­ва­ло, жен­ская – по­лот­ни­ще, обёр­ну­тое во­круг поя­са. Распространены перстни, браслеты, серьги и др. украшения. Ха­рак­тер­ны руб­цы от вер­ши­ны лба до кон­чи­ка но­са, на­но­си­мые во вре­мя по­свя­тит. об­ря­дов; рас­про­стра­не­но за­та­чи­ва­ние пе­ред­них зу­бов. Раз­ви­ты куль­ты пред­ков, пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ных сил при­ро­ды, про­сле­жи­ва­ет­ся су­ще­ст­во­ва­ние кос­мо­го­ни­че­ско­го и ас­т­раль­ных ми­фов. Со­хра­ня­ет­ся по­ве­ст­во­ва­тель­ный, пе­сен­ный, тан­це­валь­ный фольк­лор. С нач. 21 в. воз­рос­ла по­ли­тич. роль Б. в Кот-д’Ивуаре в свя­зи с из­бра­ни­ем пре­зи­ден­та В. Гбаг­бо.

Лит.: Paulme D. Une société de Côte d’Ivoire hier et aujourd’hui: Les Bété. P., 1962; Ho­las B. L’image du monde Bété. P., 1968.

Вернуться к началу