БЕТЕ́
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕТЕ́ (самоназвание – bе́ tе́ ), народ на юго-западе Кот-д’Ивуара (в осн. в деп-тах Верхняя Сасандра, Юж. Бандама и на западе деп-та Лагуны). Численность 840 тыс. чел. (2005, оценка). Включает группы бетегбо (собственно Б.), ганьоа, или вост. Б., годие, куя, квадиа, дида, нейо и др. Языки вост. ветви кру языков: собственно бете (с наречиями далоа и гиберуа), ганьоа, дида, годие и др. Письменность на основе лат. графики; в 20 в. было создано пиктографич. письмо. Говорят также на франц. яз. Сохраняют традиц. верования, часть Б. – католики, есть протестанты и немногочисл. мусульмане.
Этногенетич. предания, возводящие Б. к общему предку – культурному герою Лаго-Тапе, говорят о приходе Б. с запада (территория Либерии). Традиц. культура типична для народов тропич. лесов Гвинейской подобласти Зап. Африки. До сер. 20 в. осн. занятиями были охота и подсечно-огневое земледелие. Выращивание орехов кола служило базой обмена через посредство дьюла с народами зоны саванн. С сер. 20 в. распространяется плантационное земледелие. Многие живут в городах, есть представители интеллигенции, работники сферы управления. Развиты кузнечество, гончарство, резьба по дереву (характерна для запада Гвинейского побережья: маски близки к маскам гере, статуэтки – к стилистич. группам дан-гере и бауле-гуро-ашанти). Сохраняются патрилинейные линиджи (глебо) и их объединения (дикпи), в пределах которых действуют нормы предпочтительного брака и взаимопомощи (леле); отношения между членами регулируются обычаем подшучивания. Большесемейная община заселяет отд. квартал в поселении. Племенная и военная организация, возможно, развилась под влиянием трансатлантич. работорговли; возрождается на рубеже 20–21 вв. в условиях гражд. войны. Существуют тайные союзы. Жилище в осн. прямоугольное. Мужская одежда – туникообразная рубаха типа бубу и покрывало, женская – полотнище, обёрнутое вокруг пояса. Распространены перстни, браслеты, серьги и др. украшения. Характерны рубцы от вершины лба до кончика носа, наносимые во время посвятит. обрядов; распространено затачивание передних зубов. Развиты культы предков, персонифицированных сил природы, прослеживается существование космогонического и астральных мифов. Сохраняется повествовательный, песенный, танцевальный фольклор. С нач. 21 в. возросла политич. роль Б. в Кот-д’Ивуаре в связи с избранием президента В. Гбагбо.