АНТИПЕДАГО́ГИКА
-
Рубрика: Образование
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТИПЕДАГО́ГИКА, течение в педагогике стран Зап. Европы и США 1970–90-х гг.; представляет собой постмодернистскую (см. Постмодернизм) антитезу идеалам Просвещения, базирующимся на уверенности в возможности воспитания человека в соответствии с рациональными принципами и идеалами. А. возникла в 1970-х гг. в США. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, Х. фон Шёнебек (все – ФРГ), А. Миллер (Швейцария).
Осн. принцип А. – принцип спонтанной автономии ребёнка уже с момента его рождения. А. выдвинула концепции «открытого образования» и «самоопределяемого обучения», в соответствии с которыми цель педагога «поддерживать, а не воспитывать». А. утверждала, что воспитание и образование тоталитарны, нацелены на деперсонализацию, враждебны детям. А. видела в педагогике более или менее явный террор. Взрослый должен стать другом и партнёром ребёнка. Поддержка как форма отношений между учителем и учеником основывается на понимании того, что ребёнок лучше, чем его родители, и тем более учитель, знает, что ему нужно на любой стадии его жизни. А. выступала за упразднение обязательной школы, связывая обязанность посещать школу с пренебрежением права на «самоопределяемое обучение»; провозглашала необходимость «свободного преподавания», в котором ребёнок сам принимает решения о целях образования, его содержании, методах и формах.