Антипедагогика
Антипедаго́гика, течение в педагогике стран Западной Европы и США 1970–1990-х гг.; представляет собой постмодернистскую антитезу идеалам Просвещения, базирующимся на уверенности в возможности воспитания человека в соответствии с рациональными принципами и идеалами. Антипедагогика возникла в 1970-х гг. в США. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, Х. фон Шёнебек (все – ФРГ), А. Миллер (Швейцария).
Основной принцип антипедагогики – принцип спонтанной автономии ребёнка уже с момента его рождения. Антипедагогика выдвинула концепции «открытого образования» и «самоопределяемого обучения», в соответствии с которыми цель педагога «поддерживать, а не воспитывать». Антипедагогика утверждала, что воспитание и образование тоталитарны, нацелены на деперсонализацию, враждебны детям. Антипедагогика видела в педагогике более или менее явный террор. Взрослый должен стать другом и партнёром ребёнка. Поддержка как форма отношений между учителем и учеником основывается на понимании того, что ребёнок лучше, чем его родители, и тем более учитель, знает, что ему нужно на любой стадии его жизни. Антипедагогика выступала за упразднение обязательной школы, связывая обязанность посещать школу с пренебрежением правом на «самоопределяемое обучение»; провозглашала необходимость «свободного преподавания», в котором ребёнок сам принимает решения о целях образования, его содержании, методах и формах.