Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛИТЕХНИ́ЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 688

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Богуславский

ПОЛИТЕХНИ́ЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, по­ли­тех­низм (от по­ли... и греч. τέχνη – ис­кус­ст­во, нау­ка), в Рос­сии об­ще­тех­ни­че­ский прин­цип ор­га­ни­за­ции со­дер­жа­ния и пре­по­да­ва­ния об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учеб­ных пред­ме­тов. На­прав­лен на оз­на­ком­ле­ние уча­щих­ся в тео­рии и на прак­ти­ке с на­уч­но-тех­нич. ос­но­ва­ми совр. про­из­вод­ст­ва, обес­пе­чи­ваю­щи­ми раз­ви­тие тех­нич. кру­го­зо­ра и со­дей­ст­вую­щи­ми фор­ми­ро­ва­нию у уча­щих­ся на­уч­но обос­но­ван­ной тех­но­ло­гич. кар­ти­ны ми­ра. П. о. пре­ду­смат­ри­ва­ет ин­те­гра­цию пред­ме­тов об­ще­го сред­не­го об­ра­зо­ва­ния на по­ли­тех­нич. ос­но­ве; фор­ми­ро­ва­ние ин­ва­ри­ант­ных тру­до­вых уме­ний и на­вы­ков; ов­ла­де­ние уча­щи­ми­ся разл. ви­да­ми тех­но­ло­гич. куль­ту­ры; фор­ми­ро­ва­ние го­тов­но­сти школь­ни­ков к проф. обу­че­нию по пер­спек­тив­ным спе­ци­аль­но­стям, ба­зи­рую­щим­ся на дос­ти­же­ни­ях на­уч­но-тех­нич. про­грес­са.

В сов. пе­да­го­ги­ке П. о. трак­то­ва­лось как важ­ней­шее на­прав­ле­ние ком­му­ни­с­тич. вос­пи­та­ния. Со­еди­не­ние П. о. с про­из­во­дит. тру­дом К. Маркс и Ф. Эн­гельс счи­та­ли ос­но­вой сис­те­мы вос­пи­та­ния в эпо­ху со­циа­лиз­ма и гл. сред­ст­вом фор­ми­ро­ва­ния все­сто­рон­не раз­ви­тых лю­дей. В даль­ней­шем по­ли­тех­низм об­ра­зо­ва­ния как один из ру­ко­во­дя­щих прин­ци­пов, оп­ре­де­ляю­щих це­ли, со­дер­жа­ние и фор­мы обу­че­ния в сов. шко­ле, по­лу­чил раз­ви­тие в ра­бо­тах В. И. Ле­ни­на, Н. К. Круп­ской, А. В. Лу­на­чар­ско­го, П. П. Блон­ско­го, С. Е. Гай­си­но­ви­ча, А. Г. Ка­лаш­ни­ко­ва и М. М. Пи­ст­ра­ка. Во 2-й пол. 1950-х– 1970-е гг., на­ря­ду с оз­на­ком­ле­ни­ем уча­щих­ся с на­уч. ос­но­ва­ми совр. про­из­вод­ст­ва в про­цес­се изу­че­ния об­ще­об­ра­зо­ват. дис­ци­п­лин, на фа­куль­та­тив­ных за­ня­ти­ях, в разл. тех­нич. и опыт­ни­че­ских круж­ках в шко­ле и вне­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ни­ях, бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но це­ле­на­прав­лен­ное уча­стие школь­ни­ков в об­ще­ст­вен­но-тру­до­вой дея­тель­но­сти в учеб­ных це­хах, учеб­но-про­из­водств. ком­би­на­тах, уче­ни­че­ских про­из­водств. бри­га­дах и лес­ни­че­ст­вах, ла­ге­рях тру­да и от­ды­ха и др. В этот же пе­ри­од тео­рия П. о. су­ще­ст­вен­но обо­га­ти­лась в тру­дах П. Р. Ату­то­ва, С. Я. Ба­ты­ше­ва, И. Д. Зве­ре­ва, В. Г. Зу­бо­ва, К. А. Ива­но­ви­ча, В. А. По­ля­ко­ва, М. Н. Скат­ки­на, П. И. Став­ско­го, С. М. Ша­ба­ло­ва, С. Г. Ша­по­ва­лен­ко, А. А. Ши­ба­но­ва, Д. А. Эп­штей­на и др.

На совр. эта­пе П. о. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ной об­лас­ти зна­ний «Тех­но­ло­гия», зна­ко­мя­щей школь­ни­ков с разл. сфе­ра­ми об­ществ. про­из­вод­ст­ва и спо­соб­ст­вую­щей их про­фес­сио­наль­ной ори­ен­та­ции. По­тен­ци­ал П. о. уси­ли­ва­ет­ся в ус­ло­ви­ях ин­фор­мац. об­ще­ст­ва, свя­зан­но­го с вне­дре­ни­ем но­вых тех­но­ло­гий, ком­пь­ю­те­ри­за­ци­ей и ав­то­ма­ти­за­ци­ей сфер про­из­вод­ст­ва, ко­гда предъ­яв­ля­ют­ся всё бо­лее вы­со­кие тре­бо­ва­ния к лич­но­ст­ной и проф. ком­пе­тент­но­сти мо­ло­дё­жи, её функ­цио­наль­ной гра­мот­но­сти и со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.

Лит.: Ша­ба­лов С. М. По­ли­тех­ни­че­ское обу­че­ние. М., 1956; Ша­по­ва­лен­ко С. Г. По­ли­тех­ни­че­ское обу­че­ние в со­вет­ской шко­ле на со­вре­мен­ном эта­пе. М., 1958; Во­про­сы по­ли­тех­ни­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния / Под ред. М. Н. Скат­ки­на. М., 1963; Про­бле­мы по­ли­тех­ни­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния. М., 1972; Ату­тов П. Р. По­ли­тех­ни­че­ский прин­цип в обу­че­нии школь­ни­ков. М., 1976; он же. По­ли­тех­ни­че­ское об­ра­зо­ва­ние школь­ни­ков: сбли­же­ние об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной и про­фес­сио­наль­ной шко­лы. М., 1986; По­ля­ков В. А. По­ли­тех­ни­че­ский прин­цип в тру­до­вом обу­че­нии школь­ни­ков. М., 1977; Ату­тов П. Р., По­ля­ков В. А. Роль тру­до­во­го обу­че­ния в по­ли­тех­ни­че­ском об­ра­зо­ва­нии школь­ни­ков. М., 1985.

Вернуться к началу