ПОЛИТЕХНИ́ЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИТЕХНИ́ЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, политехнизм (от поли... и греч. τέχνη – искусство, наука), в России общетехнический принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов. Направлен на ознакомление учащихся в теории и на практике с научно-технич. основами совр. производства, обеспечивающими развитие технич. кругозора и содействующими формированию у учащихся научно обоснованной технологич. картины мира. П. о. предусматривает интеграцию предметов общего среднего образования на политехнич. основе; формирование инвариантных трудовых умений и навыков; овладение учащимися разл. видами технологич. культуры; формирование готовности школьников к проф. обучению по перспективным специальностям, базирующимся на достижениях научно-технич. прогресса.
В сов. педагогике П. о. трактовалось как важнейшее направление коммунистич. воспитания. Соединение П. о. с производит. трудом К. Маркс и Ф. Энгельс считали основой системы воспитания в эпоху социализма и гл. средством формирования всесторонне развитых людей. В дальнейшем политехнизм образования как один из руководящих принципов, определяющих цели, содержание и формы обучения в сов. школе, получил развитие в работах В. И. Ленина, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Е. Гайсиновича, А. Г. Калашникова и М. М. Пистрака. Во 2-й пол. 1950-х– 1970-е гг., наряду с ознакомлением учащихся с науч. основами совр. производства в процессе изучения общеобразоват. дисциплин, на факультативных занятиях, в разл. технич. и опытнических кружках в школе и внешкольных учреждениях, было организовано целенаправленное участие школьников в общественно-трудовой деятельности в учебных цехах, учебно-производств. комбинатах, ученических производств. бригадах и лесничествах, лагерях труда и отдыха и др. В этот же период теория П. о. существенно обогатилась в трудах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, И. Д. Зверева, В. Г. Зубова, К. А. Ивановича, В. А. Полякова, М. Н. Скаткина, П. И. Ставского, С. М. Шабалова, С. Г. Шаповаленко, А. А. Шибанова, Д. А. Эпштейна и др.
На совр. этапе П. о. осуществляется в практико-ориентированной области знаний «Технология», знакомящей школьников с разл. сферами обществ. производства и способствующей их профессиональной ориентации. Потенциал П. о. усиливается в условиях информац. общества, связанного с внедрением новых технологий, компьютеризацией и автоматизацией сфер производства, когда предъявляются всё более высокие требования к личностной и проф. компетентности молодёжи, её функциональной грамотности и социальной мобильности.