ОСТРОГО́РСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСТРОГО́РСКИЙ Алексей Николаевич [25.1(6.2).1840, С.-Петербург – 2(15).10.1917, там же], рос. педагог, детский писатель, журналист, ген. от инф. (1906). Окончил Михайловскую арт. академию (1861) в С.-Петербурге. В период обучения в академии преподавал в Василеостровском бесплатном уч-ще для бедных детей, где сотрудничал с В. П. Острогорским и др. С 1861 работал в учебных заведениях воен. ведомства в С.-Петербурге. Директор учительской семинарии воен. ведомства в Москве (1877–82), чиновник особых поручений при Гл. управлении военно-учебных заведений Воен. мин-ва (1882–1906). В педагогич. журналах («Учитель», «Чтение для юношества», «Образование») публиковал статьи, посвящённые разл. сторонам школьного дела, в т. ч. «Образцовый учитель» (1866), «Характеристика учеников» (1867), «О влиянии умственного развития на нравственное воспитание» (1869) и др. В 1869–77 редактор ж. «Детское чтение», для которого писал научно-популярные статьи и худож. произведения, гл. обр. рассказы о явлениях природы, мире животных, а также биографич. жанра. Позднее произведения О. для детей были объединены в сборники, выдержавшие неоднократные переиздания: «На досуге. Этюды по естествознанию» (вып. 1–2, 1864–65), «Среди природы» (1874), «В своём кругу» (1875), «По белу свету» и «У рабочих людей» (оба 1876). В 1883–1910 редактор ж. «Педагогический сборник», где были напечатаны программные работы О. «По вопросу о нравственности» (1887), «Справедливость в школьной жизни» (1888), «Образование и воспитание» (1897). Мн. статьи О. 1880–90-х гг. вошли в сб. «Педагогические экскурсии в область литературы» (1897). Особое место заняли его публикации по методике преподавания арифметики и геометрии. Составил и издал «Педагогическую хрестоматию» (1907) с целью познакомить учителей и родителей с идеями крупнейших отеч. педагогов. Опубликовал подготовленные К. Д. Ушинским материалы для 3-го тома «Педагогической антропологии» («Собрание неизданных сочинений» К. Д. Ушинского, 1908), снабдив их биографией автора. Занимался исследованием педагогич. деятельности Н. И. Пирогова («Н. И. Пирогов и его педагогические заветы», 1914). В последние годы жизни О. готовил к изданию кн. «Наследие Пирогова» (одна из глав – «Наука и воспитание» – напечатана в «Педагогическом сборнике», 1916, № 1). Вслед за Пироговым О. утверждал, что нравств. совершенствование во многом определяется умственным развитием человека, а духовные ориентиры даёт христианская этика. Для характеристики этич. принципов школьной жизни О. использовал категорию справедливости, понимавшейся им как система общения воспитанников с лучшими представителями образованного поколения.