ЛАМАИ́СТСКИЕ ШКО́ЛЫ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАМАИ́СТСКИЕ ШКО́ЛЫ (ламские школы), религиозные учебные заведения, как правило, при буддийских монастырях, готовившие лам. Длительность и содержание обучения зависели от того, лам какого иерархич. уровня готовила школа. До поступления в монастырь обучение грамоте, начальным культовым обрядам и молитвам проводилось в течение 1 года в семье. В 6 лет ребёнок становился послушником в монастыре, а затем в начальной религ. школе совершенствовался в письме и знании культа, изучал поэтику, стилистику, композицию текста, астрологию, основы хореографии и драмы (т. н. пять малых предметов). Давалось также представление и о «пяти больших предметах» – языкознании, логике, медицине, технологии, философии. Многие не оканчивали и начальной школы; они не имели права жить при монастырях и назывались «степными» ламами. Подлинным ламой считался лишь прошедший весь курс обучения. Способные ученики после окончания начального обучения в возрасте 15–20 лет распределялись в монастырские средние школы – дацаны, в которых изучалась религ.-филос. система буддизма. Дацаны делились на три класса: в низшем (5 лет) изучались логика и психология, язык, краткая история буддизма, в среднем (5 лет) и старшем (4 года) – религ. философия и канон монашеской дисциплины. После окончания дацана выпускники могли поступать в высшую религ.-филос. школу, где в течение 7 лет повторяли и углубляли ранее пройденное, писали под контролем наставников самостоят. сочинения и комментарии к текстам буддийского канона. Окончившие её получали право поступить на богословские или филос. ф-ты (чжуд-дацан, цаннит) при крупнейших монастырях, где обучались ещё 10–15 лет всему курсу наук и мистич. философии, предавались длительной и аскетически суровой медитации для «достижения состояния Будды». Выпускники в возрасте 50–60 лет получали высшие учёные степени.
В России первая высшая Л. ш. создана в сер. 19 в. при Цугольском дацане у агинских бурят (ныне Забайкальский край). К кон. 19 в. в Забайкалье насчитывалось 32 Л. ш. с числом воспитанников от 100 до 300 в каждой (всего ок. 7 тыс.). Л. ш. продолжит. время сохраняли существенное значение для просвещения бурят вследствие медленного развития общеобразоват. сети в этом регионе, а также в силу влияния религ. и культурных традиций. В нач. 21 в. Л. ш. функционируют в Бурятии, Забайкальском крае, Иркутской обл., Калмыкии, Туве, Тибете и др. районах распространения ламаизма.