Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОРДА́НСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 575

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Богуславский

ИОРДА́НСКИЙ Ни­ко­лай Ни­ко­лае­вич [18 (30).4.1863, с. Го­ро­дец Ни­же­го­род­ской губ. – 9.1.1941, Мо­ск­ва], рос. пе­да­гог, дея­тель на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния. Окон­чил Ка­зан­скую ду­хов­ную ака­де­мию (1887). Соз­да­тель пер­вой в Рос­сии об­ще­дос­туп­ной дет­ской б-ки (1905, Ниж­ний Нов­го­род), дет­ских сто­ло­вых при на­чаль­ных шко­лах, групп про­длён­но­го дня для де­тей гор. бед­но­ты. В 1911 как по­ли­ти­чески не­бла­го­на­дёж­ный пе­ре­ве­дён в Риж­ский учеб­ный окр. в долж­но­сти ин­спек­то­ра нар. учи­лищ. С 1914 в Мо­ск­ве, уча­ст­ник зем­ско­го дви­же­ния, один из ру­ко­води­те­лей Все­рос­сий­ско­го учи­тель­ско­го сою­за, зам. пред­се­да­те­ля К-та по нар. об­ра­зо­ва­нию при Мин-ве про­све­ще­ния Врем. пра­ви­тель­ст­ва (1917). По­сле окт. 1917 на ру­ко­во­дя­щей ра­бо­те (в т. ч. в 1921–22 воз­глав­лял Глав­соц­вос Нар­ком­про­са РСФСР), вёл пре­по­да­ва­тель­скую и на­уч­ную ра­бо­ту, в т. ч. во 2-м МГУ. Осн. тру­ды И. по­свя­ще­ны раз­ра­бот­ке во­про­сов ор­га­ни­за­ции отеч. шко­лы (шко­ло­ве­де­нию) и школь­но­го са­мо­управ­ле­ния. Счи­тал шко­ло­ве­де­ние ком­плекс­ной дис­ци­п­ли­ной, изу­чаю­щей как об­щие ос­но­вы ор­га­ни­за­ции школь­но­го де­ла, так и разл. тес­но свя­зан­ные сто­ро­ны внутр. жиз­ни шко­лы. Обос­но­вы­вал пу­ти и сред­ст­ва осу­ще­ст­в­ле­ния мас­со­во­го нар. об­ра­зо­ва­ния, вы­сту­пал за соз­да­ние об­ществ.-гос. сис­те­мы управ­ле­ния школь­ным де­лом. Шко­ла, по мне­нию И., долж­на не толь­ко ру­ко­во­дство­вать­ся по­треб­но­стя­ми об­ще­ст­ва, но и су­ще­ст­вен­но вли­ять на его со­вер­шен­ст­во­ва­ние.

Уче­ни­че­ское са­мо­управ­ле­ние И. рас­смат­ри­вал как ес­теств. стрем­ле­ние де­тей к са­мо­ор­га­ни­за­ции. Дея­тель­ность школь­ных со­ве­тов, вы­бор­ность ди­рек­то­ров и т. п. И. трак­то­вал как один из ас­пек­тов де­мо­кра­ти­за­ции школь­ной жиз­ни. Раз­ра­бо­тал тео­ре­тич. ос­но­вы и прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции школь­ных коо­пе­ра­ти­вов.

Соч.: Ис­то­ри­че­ский очерк раз­ви­тия на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния в Ниж­нем Нов­го­ро­де. Па­риж, 1900; Ру­ко­во­дство шко­лой. М., 1918; Дет­ский дом-ком­му­на. М., 1919; Ос­но­вы и прак­ти­ка со­ци­аль­но­го вос­пи­та­ния. 4-е изд. М., 1925; Мас­со­вая тру­до­вая шко­ла и про­грам­мы ГУСа. 3-е изд. М., 1925; Ор­га­ни­за­ция дет­ской сре­ды. М., 1925; Шко­ло­ве­де­ние. 4-е изд. М., 1929.

Лит.: Ры­на­ков А. Вид­ный дея­тель на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния // На­род­ное об­ра­зо­ва­ние. 1964. № 5; Иор­дан­ский Н. Н. // Ни­же­го­род­ское ок­ру­же­ние А. М. Горь­ко­го. Г., 1968.

Вернуться к началу