ВЕ́ССЕЛЬ НИКОЛАЙ ХРИСТИАНОВИЧ
-
Рубрика: Образование
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕ́ССЕЛЬ Николай Христианович [22.1(3.2).1834, С.-Петербург – 3(16).6.1906, там же], рос. теоретик и историк педагогики, школовед и публицист. Окончил ф-т вост. языков С.-Петерб. ун-та (1855). С 1856 эксперт-аналитик Мин-ва нар. просвещения (МНП). Чл. Учёного к-та (1867–74, 1884–97); чл. Совета министра МНП (1897–1900). Чл. Педагогического к-та (1874–82, 1897–1901) Воен. мин-ва. Редактировал журналы «Учитель» (1861–64, совм. с И. И. Паульсоном), «Педагогический сборник» (1864–1882), «Задушевное слово» (1885–1900) и приложение к последнему «Педагогический листок» (с 1887). Один из основателей и секретарь Петерб. педагогич. об-ва (1869).
На основе анализа зарубежного и отеч. опыта впервые предложил стройную и законченную систему рос. образования («общественное училищеведение»). Составил проекты создания обязат. народной 8-летней школы и 4-летней средней школы. Широкая сеть проф. образования должна была строиться на основе общего образования.
Разработал науч. основы определения форм, целей и содержания общего среднего образования на каждой ступени, разрешавшие противоречия между классич. и естественно-науч. образованием. Целью образования считал полное развитие способностей каждого человека, а результатом – осознание учащимся своих способностей и выбор соответствующей профессии («воспитание для жизни»).
Высшим принципом воспитания считал принцип природосообразности. Педагогич. иск-во, по В., заключается в побуждении к самовоспитанию и должно всегда учитывать особенности личности учащегося и совр. состояние просвещения. Психологически обосновал условия и факторы формирования нравств. облика ученика и осн. средства нравств. воспитания (создание нравств. атмосферы и необходимость ставить ребёнка в соответствующие жизненные ситуации, пример воспитателя, отыскание высокого человеческого идеала, пробуждение стремления к самовоспитанию и самообразованию).
В русле принципа природосообразности акцентировал внимание на регионально-краеведч. характере содержания образования в соответствии с местными социальными особенностями, потребностями экономики, менталитетом населения (вплоть до создания учебников для отд. местностей – «отчизноведение»).
В. предпринял издание 4-томного «Руководства к преподаванию общеобразовательных предметов» (1873–74; вышло 2 тома). Важнейшие среди др. работ: «Профшколы и обучение ремёслам» (1881), «Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России» («Русская школа», 1890–1891), «Наша средняя общеобразовательная школа» (1903). Перевёл и дополнил сочинения Ф. Э. Бенеке: «Опытная психология в применении к воспитанию и обучению детей» (1862) и «Руководство к воспитанию и обучению» (1871–1872) и др.
Собиратель нар. песен; вместе с Е. К. Альбрехтом составил сб. «Гусельки» (128 колыбельных, детских и нар. песен и прибауток..., 3-е изд., 1879), «Школьные песни» (115 нар., лит., историч. и воен. песен, переработанных для школ, 3-е изд., 1888).