ВА́ХТЕРОВ
-
Рубрика: Образование
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВА́ХТЕРОВ Василий Порфирьевич [13(25).1.1853, Арзамас – 3.4.1924, Москва], рос. педагог, просветитель, деятель нар. образования.
Учился в Нижегородской духовной семинарии. С 1872 учитель (в Васильсурске, Ардатове); заведующий Духовищинским городским уч-щем Смоленской губ. Инспектор народных училищ: Смоленской губ. (1881–90), Москвы (1890–96). После доклада «О всеобщем обучении» (1894), содержавшего резкую критику политики правительства в области среднего образования, обвинён в политич. неблагонадёжности, в 1896 был вынужден уйти в отставку.
В кон. 1890-х гг. создал цикл пособий на основе аналитико-синтетич., звукового метода обучения грамоте, обеспечивающего развитие речи ребёнка и приобретение прочных орфографич. навыков («Рус. букварь», 1898; к 1917 – 118 изданий, «Первый шаг», 1903, 35 изданий; хрестоматия «Мир в рассказах для детей» для 1–4 классов, совм. с Э. О. Вахтеровой; ч. 1–4, 1900–05, к 1919 – 68 изданий). Автор методич. руководств по рус. языку для педагогов («На первой ступени обучения», 1903; «Как учить читать и писать», 1922), оказавших значит. влияние на гуманизацию и демократизацию педагогического процесса и являвшихся на протяжении четверти века основными учебными пособиями в начальной школе.
В 1893–1903 работал в школе и на курсах для взрослых при Тверской мануфактуре. В 1903 по подозрению в пропаганде социалистич. идей среди рабочих выслан в Новгородскую губ., вскоре вернулся в Москву, но к педагогич. деятельности допущен не был. В кон. 19 – нач. 20 вв. В. – признанный лидер обществ.-педагогич. движения, организатор и участник мн. педагогич. съездов, один из создателей Всероссийского учительского союза (1905), Лиги образования (1906), где отстаивал принцип всеобщего доступного, обязательного и бесплатного начального обучения. Разрабатывал проблемы соотношения общего и проф. образования. Работая в изд-ве И. Д. Сытина (зав. отделом школьно-нар. и детских публикаций), подготовил 270 книг, а также 350 названий учебников.
После Окт. революции 1917 преподавал на курсах ликбеза, в 1923–24 читал лекции на педагогич. ф-те 2-го МГУ.
В. – создатель целостной личностно-ориентированной дидактич. системы, где использовались активные методы обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления школьников. Автор работ полемич. направленности («Новая школа», 1906, «Спорные вопросы образования», 1907, «Основы новой педагогики», 1913), где отстаивал гуманистич. филос.-педагогич. концепцию, названную им «эволюционной педагогикой». В её центре – построение образоват. процесса на основе естеств. стремления каждого ребёнка к развитию, побуждения его к саморазвитию. Отстаивал значимость педагогической антропологии, необходимость изучения личности школьника, его возрастных и индивидуальных особенностей. Создал типологию учащихся по преобладающим склонностям, показал динамику изменения склонностей под влиянием обучения и воспитания.