Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУНАКО́В НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 345

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Богуславский

БУНАКО́В Ни­ко­лай Фё­до­ро­вич [26.11(8.12).1837, Во­ло­гда – 8(21).11.1904, С.-Пе­тер­бург], российский пе­да­гог, тео­ре­тик и прак­тик на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния. По окон­ча­нии Во­ло­год­ской гим­на­зии в 1854–62 пре­по­да­вал рус. яз. в уезд­ных учи­ли­щах и гу­берн­ской гим­на­зии. В 1862 прим­кнул к ре­во­люц. об-ву «Зем­ля и во­ля». В 1867–84 пре­по­да­вал в соз­дан­ной им на­чаль­ной шко­ле в Во­ро­не­же, в 1866–79 в Во­ро­неж­ской во­ен. гим­на­зии. В 1879 вы­шел в от­став­ку. В 1884–1902 ру­ко­во­дил со­дер­жа­щим­ся на его сред­ст­ва на­чаль­ным нар. уч-щем в с. Пе­ти­но Во­ро­неж­ской губ. (ны­не Хо­холь­ско­го р-на Во­ро­неж­ской обл.). Соз­дал сво­его ро­да со­ци­аль­но-пе­да­го­гич. ком­плекс – шко­ла, нар. дом, ам­бу­ла­то­рия, биб­лио­те­ка, шко­ла для взрос­лых, пер­вый в Рос­сии са­мо­дея­тель­ный кре­сть­ян­ский те­атр (1888). Под­чёр­ки­вая ха­рак­тер шко­лы как об­ще­на­цио­наль­но­го ин­сти­ту­та вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния, Б. ис­хо­дил из идеи все­об­ще­го бес­плат­но­го на­чаль­но­го обу­че­ния, ус­ло­вия­ми осу­ще­ст­в­ле­ния ко­то­ро­го счи­тал ор­га­ни­за­цию под­го­тов­ки нар. учи­те­лей и при­вле­че­ние ши­ро­кой зем­ской, об­ществ. и ча­ст­ной ини­циа­ти­вы для строи­тель­ст­ва, обо­ру­до­ва­ния школ и ор­га­ни­за­ции в них учеб­но­го про­цес­са на прин­ци­пах на­уч. пе­да­го­ги­ки. Раз­ра­бо­тал ди­дак­тич. ос­но­вы на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния и соз­дал сис­те­му изу­че­ния рус. язы­ка ме­то­дом объ­яс­ни­тель­но­го чте­ния. В 1871–1876 под­го­то­вил по­со­бия, ох­ва­ты­ваю­щие пол­ный курс на­чаль­ной шко­лы, сре­ди них: для уча­щих­ся – «Аз­бу­ка и уро­ки чте­ния и пись­ма» (1871; 100-е изд., 1916), пер­вая книж­ка для чте­ния «Книж­ка-пер­вин­ка» (1881; 38-е изд., 1913), хре­сто­ма­тия для на­чаль­ной шко­лы «В шко­ле и до­ма» (1876; 13-е изд., 1911); для учи­те­лей – «Обу­че­ние гра­мо­те по зву­ко­во­му спо­со­бу, в свя­зи с пред­мет­ны­ми уро­ка­ми и пер­во­на­чаль­ны­ми уп­раж­не­ния­ми в род­ном язы­ке» (1871; 24-е изд., 1903), «Род­ной язык, как пред­мет обу­че­ния в на­род­ной шко­ле с трёх­го­дич­ным кур­сом» (1872; 18-е изд., 1914).

В 1870–90-х гг. Б. вы­сту­пал ли­де­ром об­ществ.-пе­да­го­гич. дви­же­ния учи­те­лей, яв­лял­ся «учи­те­лем учи­те­лей». Ру­ко­во­дил зем­ски­ми учи­тель­ски­ми съез­да­ми (1873–1883) и учи­тель­ски­ми кур­са­ми (1873–74, 1881–83, 1897–1900) в разл. гу­бер­ни­ях. Дея­тель­ность Б. бы­ла от­ме­че­на зо­ло­той ме­да­лью (1882) и поч. ди­пло­мом (1895) Пе­терб. к-та гра­мот­но­сти. Пра­ви­тель­ст­во три­ж­ды (1875, 1884, 1901) за­пре­ща­ло Б. ру­ко­во­дство съез­да­ми и кур­са­ми, счи­тая его не­бла­го­на­дёж­ным. В 1902 за кри­ти­ку офиц. школь­ной по­ли­ти­ки был аре­сто­ван, ли­шён пра­ва за­ни­мать­ся пе­да­го­гич. дея­тель­но­стью и выс­лан в г. Ост­рожск Нов­го­род­ской гу­бер­нии.

По­смерт­но опуб­ли­ко­ва­ны ме­муа­ры Б. «Как я стал и как пе­ре­стал быть "учи­те­лем учи­те­лей"» (1905) и «Моя жизнь в свя­зи с об­ще­рус­ской жиз­нью, пре­иму­ще­ст­вен­но про­вин­ци­аль­ной» (1909).

Соч.: Избр. пе­да­го­ги­че­ские соч. / Вступ. ст. В. З. Смир­но­ва. М., 1953.

Лит.: Ма­ке­до­нов Л. В. Н. Ф. Бу­на­ков, его жизнь и дея­тель­ность. СПб., 1907; Со­ловь­е­ва В. Д. Пе­да­го­ги­че­ские взгля­ды и дея­тель­ность Н. Ф. Бу­на­ко­ва. М., 1960 (библ.); Ла­па­ту­хин М. С. Н. Ф. Бу­на­ков и его ме­то­ди­че­ская сис­те­ма // Рус­ский язык в шко­ле. 1974. № 6; Су­хо­вер­хов В. Я. Вы­даю­щий­ся дея­тель зем­ской шко­лы // На­чаль­ная шко­ла. 1987. № 11; Ло­ба­но­ва Г. Н. Учи­тель учи­те­лей – Н. Ф. Бу­на­ков // Там же. 1997. № 11.

Вернуться к началу