БУНАКО́В НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУНАКО́В Николай Фёдорович [26.11(8.12).1837, Вологда – 8(21).11.1904, С.-Петербург], российский педагог, теоретик и практик начального образования. По окончании Вологодской гимназии в 1854–62 преподавал рус. яз. в уездных училищах и губернской гимназии. В 1862 примкнул к революц. об-ву «Земля и воля». В 1867–84 преподавал в созданной им начальной школе в Воронеже, в 1866–79 в Воронежской воен. гимназии. В 1879 вышел в отставку. В 1884–1902 руководил содержащимся на его средства начальным нар. уч-щем в с. Петино Воронежской губ. (ныне Хохольского р-на Воронежской обл.). Создал своего рода социально-педагогич. комплекс – школа, нар. дом, амбулатория, библиотека, школа для взрослых, первый в России самодеятельный крестьянский театр (1888). Подчёркивая характер школы как общенационального института воспитания и образования, Б. исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения, условиями осуществления которого считал организацию подготовки нар. учителей и привлечение широкой земской, обществ. и частной инициативы для строительства, оборудования школ и организации в них учебного процесса на принципах науч. педагогики. Разработал дидактич. основы начального образования и создал систему изучения рус. языка методом объяснительного чтения. В 1871–1876 подготовил пособия, охватывающие полный курс начальной школы, среди них: для учащихся – «Азбука и уроки чтения и письма» (1871; 100-е изд., 1916), первая книжка для чтения «Книжка-первинка» (1881; 38-е изд., 1913), хрестоматия для начальной школы «В школе и дома» (1876; 13-е изд., 1911); для учителей – «Обучение грамоте по звуковому способу, в связи с предметными уроками и первоначальными упражнениями в родном языке» (1871; 24-е изд., 1903), «Родной язык, как предмет обучения в народной школе с трёхгодичным курсом» (1872; 18-е изд., 1914).
В 1870–90-х гг. Б. выступал лидером обществ.-педагогич. движения учителей, являлся «учителем учителей». Руководил земскими учительскими съездами (1873–1883) и учительскими курсами (1873–74, 1881–83, 1897–1900) в разл. губерниях. Деятельность Б. была отмечена золотой медалью (1882) и поч. дипломом (1895) Петерб. к-та грамотности. Правительство трижды (1875, 1884, 1901) запрещало Б. руководство съездами и курсами, считая его неблагонадёжным. В 1902 за критику офиц. школьной политики был арестован, лишён права заниматься педагогич. деятельностью и выслан в г. Острожск Новгородской губернии.
Посмертно опубликованы мемуары Б. «Как я стал и как перестал быть "учителем учителей"» (1905) и «Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной» (1909).