БУДДИ́СТСКИЕ ШКО́ЛЫ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУДДИ́СТСКИЕ ШКО́ЛЫ, институт духовного образования в буддизме. Возникли с распространением буддизма как религ.-филос. учения (6–5 вв. до н. э., Индия), преим. при монастырях. В разные периоды были многочисленны в регионах Южной и Юго-Вост. Азии, Дальнего Востока (Индия, Китай, Корея, Япония и др.), во мн. странах стали первыми образоват. учреждениями. Б. ш. играли важную роль в древних и ср.-век. азиат. обществах, т. к. считалось, что подлинное познание и приобщение к учению Будды возможно именно через прочтение ряда канонич. книг. Обучение в Б. ш. было иерархизировано и дифференцировано по содержанию. Наряду с общим минимумом предметов (алфавит, грамматика, изучение канонич. книг, счёт и др.) предусматривались существенные различия в образовании мирян и будущих монахов. Духовное образование рассматривалось как «восхождение» учеников от ступени к ступени, вплоть до чтения сложнейших теолого-филос. сочинений. В зависимости от статуса монастыря при нём существовала начальная или высшая Б. ш. В школы принимались дети в возрасте 5–8 лет без учёта их сословно-кастовой принадлежности; обучение продолжалось до 15–25 лет, велось на местных языках. Буддийские монахи выработали последовательную педагогич. систему, основанную на принципах: возможно меньшее количество учеников у одного наставника; достижение духовной близости учителя и ученика; отрицание искусств. стимулирования образоват. процесса, т. е. ответы только на актуальные в данный момент вопросы; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физич. культуры. Использовались многочисл. приёмы педагогич. воздействия и взаимодействия учителя и воспитанника, в т. ч. логические познават. задачи, построенные на парадоксах (коаны), самосозерцание, медитация.
В странах, где распространён буддизм, Б. ш. существуют в модифицированном виде и в 21 в.