Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАНКОМА́Т

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 13

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Головнин

БАНКОМА́Т (англ. ATM – Automated Teller Machines), со­во­куп­ность тех­ни­че­ских и про­грамм­ных уст­ройств, соз­дан­ных для вы­пол­не­ния опе­ра­ций с на­лич­ны­ми сред­ст­ва­ми в ре­жи­ме са­мо­об­слу­жи­ва­ния. Поль­зо­ва­те­ля­ми Б. яв­ля­ют­ся дер­жа­те­ли бан­ков­ских пла­сти­ко­вых кар­то­чек. Б. осу­ще­ст­в­ля­ет вы­да­чу и при­ём на­лич­ных де­неж­ных средств, со­став­ле­ние до­ку­мен­тов по опе­ра­ци­ям с ис­поль­зо­ва­ни­ем бан­ков­ских карт, пре­дос­тав­ле­ние ин­фор­ма­ции по счё­ту и т. д.

Б. ос­на­щён про­цес­со­ром, дис­пле­ем, кла­виа­ту­рой и уст­рой­ст­вом, пред­на­зна­чен­ным для счи­ты­ва­ния ин­фор­ма­ции с кар­точ­ки. Б. вы­пол­ня­ют­ся в двух мо­ди­фи­ка­ци­ях – для ус­та­нов­ки внут­ри по­ме­ще­ния или на ули­це. По­сле­до­ва­тель­ность дей­ст­вий Б. при вы­да­че на­лич­ных вклю­ча­ет: пред­ло­же­ние вве­сти кар­ту, за­прос язы­ка взаи­мо­дей­ст­вия с кли­ен­том, ввод пер­со­наль­но­го иден­ти­фи­ка­ци­он­но­го но­ме­ра, вы­бор или ввод тре­буе­мой сум­мы, вы­да­чу де­неж­ных средств и кар­ты, пе­чать че­ка (кви­тан­ции).

Пер­вый кон­тракт на про­да­жу и ус­та­нов­ку совр. Б. был за­клю­чён в сент. 1969. Улич­ный Б. был ус­та­нов­лен в Нью-Йор­ке на Лонг-Ай­лен­де, в фи­лиа­ле бан­ка «Chemical». Боль­шин­ст­во пер­вых ав­то­ма­тов вы­да­ва­ло не­боль­шие сум­мы на­лич­ных де­нег.

Пер­вые ме­ж­ду­нар. Б. в Рос­сии бы­ли ус­та­нов­ле­ны в 1994 в Мо­ск­ве. На нач. 2003 ко­ли­че­ст­во Б. со­ста­ви­ло 9 тыс. Са­мой боль­шой се­тью Б. вла­де­ет Сбер­банк – св. 3,5 тыс. В Рос­сии дей­ст­ву­ют круп­ные пла­тёж­ные сис­те­мы, вклю­чаю­щие сеть Б.: на­цио­наль­ные («Сбер­карт», «Union Card», «STB Card», «Зо­ло­тая ко­ро­на» и др.) и ме­ж­ду­на­род­ные («Vi­sa», «MasterCard» и др.).

Поль­зо­ва­ние Б. име­ет ряд пре­иму­ществ для кли­ен­та: бы­ст­ро­та и удоб­ст­во осу­ще­ст­в­ле­ния опе­ра­ций, уп­ро­щён­ный дос­туп к Б. в ре­зуль­та­те объ­е­ди­не­ния их се­тей. Для бан­ков при­ме­не­ние Б. по­зво­ля­ет умень­шить опе­ра­ци­он­ные рас­хо­ды, со­кра­тить пер­со­нал и сни­зить по­треб­ность в от­кры­тии но­вых от­де­ле­ний и со­от­вет­ст­вен­но по­лу­чать бо­лее вы­со­кую при­быль.

Лит.: Бан­ков­ское де­ло / Под ред. О. И. Лав­ру­ши­на. 2-е изд. М., 2005. С. 626–627.

Вернуться к началу