БАНКОМА́Т
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАНКОМА́Т (англ. ATM – Automated Teller Machines), совокупность технических и программных устройств, созданных для выполнения операций с наличными средствами в режиме самообслуживания. Пользователями Б. являются держатели банковских пластиковых карточек. Б. осуществляет выдачу и приём наличных денежных средств, составление документов по операциям с использованием банковских карт, предоставление информации по счёту и т. д.
Б. оснащён процессором, дисплеем, клавиатурой и устройством, предназначенным для считывания информации с карточки. Б. выполняются в двух модификациях – для установки внутри помещения или на улице. Последовательность действий Б. при выдаче наличных включает: предложение ввести карту, запрос языка взаимодействия с клиентом, ввод персонального идентификационного номера, выбор или ввод требуемой суммы, выдачу денежных средств и карты, печать чека (квитанции).
Первый контракт на продажу и установку совр. Б. был заключён в сент. 1969. Уличный Б. был установлен в Нью-Йорке на Лонг-Айленде, в филиале банка «Chemical». Большинство первых автоматов выдавало небольшие суммы наличных денег.
Первые междунар. Б. в России были установлены в 1994 в Москве. На нач. 2003 количество Б. составило 9 тыс. Самой большой сетью Б. владеет Сбербанк – св. 3,5 тыс. В России действуют крупные платёжные системы, включающие сеть Б.: национальные («Сберкарт», «Union Card», «STB Card», «Золотая корона» и др.) и международные («Visa», «MasterCard» и др.).
Пользование Б. имеет ряд преимуществ для клиента: быстрота и удобство осуществления операций, упрощённый доступ к Б. в результате объединения их сетей. Для банков применение Б. позволяет уменьшить операционные расходы, сократить персонал и снизить потребность в открытии новых отделений и соответственно получать более высокую прибыль.