ТЕО́РИИ X, Y, Z
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕО́РИИ X, Y, Z, теории мотивации персонала. Теории Х и Y предложены амер. социологом Д. Макгрегором в работе «The human side of enterprise» (1960). Теория Х основана на классич. адм. теории управления. Её используют руководители авторитарного типа, которые централизуют полномочия, регламентируют деятельность, структурируют работу подчинённых и ограничивают их возможности принимать решения. Осн. идеи теории X: люди инертны и ленивы в работе; людям не свойственны амбиции, они стараются избежать ответственности; людьми движут материальная мотивация и личная выгода; большинство людей трудятся в силу принуждения и контроля в рамках иерархич. структуры; средний человек предпочитает, чтобы им руководили.
Организации индивидуалистич. типа, как правило, используют теорию Y, которая опирается на бихевиористский подход и принципы школы человеческих отношений. Управление компанией основано на демократич. стиле и децентрализации, широком делегировании полномочий, вовлечении работников в подготовку и принятие решений, гибком контроле с целью создать среду, формирующую лояльность к корпоративной культуре, преданность организационным целям, саморегулирование и самоорганизацию. Применение положений теории Y направлено на макс. проявление инициативы, раскрытие творческого потенциала сотрудников и самостоятельности при достижении общих целей.
Идеи Макгрегора получили развитие в работах амер. учёного У. Оучи. В кн. «Theory Z: How American business can meet the Japanese challenge» (1981) он сформулировал теорию Z, которая стала основой япон. менеджмента. Эта теория интегрирует положения теорий X и Y: мотивация работников должна исходить из ценностей производств. клана и корпоративного (кастового) духа. Базовые принципы теории Z: групповое принятие решений; ответственность за результат своего труда; «прозрачная» система контроля; создание самообучающейся организации; наличие резерва управленч. кадров; динамичное развитие карьеры; использование социально-психологич. методов управления; сильный и компетентный средний уровень управления.