Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕО́РИИ X, Y, Z

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 44

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Кожевина

ТЕО́РИИ X, Y, Z, тео­рии мо­ти­ва­ции пер­со­на­ла. Тео­рии Х и Y пред­ло­же­ны амер. со­цио­ло­гом Д. Мак­гре­го­ром в ра­бо­те «The human side of enterprise» (1960). Тео­рия Х ос­но­ва­на на клас­сич. адм. тео­рии управ­ле­ния. Её ис­поль­зу­ют ру­ко­во­ди­те­ли ав­то­ри­тар­но­го ти­па, ко­то­рые цен­тра­ли­зу­ют пол­но­мо­чия, рег­ла­мен­ти­ру­ют дея­тель­ность, струк­ту­ри­ру­ют ра­бо­ту под­чи­нён­ных и ог­ра­ни­чи­ва­ют их воз­мож­но­сти при­ни­мать ре­ше­ния. Осн. идеи тео­рии X: лю­ди инерт­ны и ле­ни­вы в ра­бо­те; лю­дям не свой­ст­вен­ны ам­би­ции, они ста­ра­ют­ся избежать от­вет­ст­вен­но­сти; людь­ми дви­жут ма­те­ри­аль­ная мо­ти­ва­ция и лич­ная вы­го­да; боль­шин­ст­во лю­дей тру­дят­ся в си­лу при­ну­ж­де­ния и кон­тро­ля в рам­ках ие­рар­хич. струк­ту­ры; сред­ний че­ло­век пред­по­чи­та­ет, что­бы им ру­ко­во­ди­ли.

Ор­га­ни­за­ции ин­ди­ви­дуа­ли­стич. ти­па, как пра­ви­ло, ис­поль­зу­ют тео­рию Y, ко­то­рая опи­ра­ет­ся на би­хе­вио­ри­ст­ский под­ход и прин­ци­пы шко­лы че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний. Управ­ле­ние ком­па­ни­ей ос­но­ва­но на де­мо­кра­тич. сти­ле и де­цен­тра­ли­за­ции, ши­ро­ком де­ле­ги­ро­ва­нии пол­но­мо­чий, во­вле­че­нии ра­бот­ни­ков в под­го­тов­ку и при­ня­тие ре­ше­ний, гиб­ком кон­тро­ле с це­лью соз­дать сре­ду, фор­ми­рую­щую ло­яль­ность к кор­по­ра­тив­ной куль­ту­ре, пре­дан­ность ор­га­ни­за­ци­он­ным це­лям, са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ние и са­мо­ор­га­ни­за­цию. При­ме­не­ние по­ло­же­ний тео­рии Y на­прав­ле­но на макс. про­яв­ле­ние ини­циа­ти­вы, рас­кры­тие твор­че­ско­го по­тен­циа­ла со­труд­ни­ков и са­мо­стоя­тель­но­сти при дос­ти­же­нии об­щих це­лей.

Идеи Мак­гре­го­ра по­лу­чи­ли раз­ви­тие в ра­бо­тах амер. учё­но­го У. Оучи. В кн. «Theory Z: How American business can meet the Japanese challenge» (1981) он сфор­му­ли­ро­вал тео­рию Z, ко­то­рая ста­ла ос­но­вой япон. ме­недж­мен­та. Эта тео­рия ин­тег­ри­ру­ет по­ло­же­ния тео­рий X и Y: мо­ти­ва­ция ра­бот­ни­ков долж­на ис­хо­дить из цен­но­стей про­из­водств. кла­на и кор­по­ра­тив­но­го (кас­то­во­го) ду­ха. Ба­зо­вые прин­ци­пы тео­рии Z: груп­по­вое при­ня­тие ре­ше­ний; от­вет­ст­вен­ность за ре­зуль­тат сво­его тру­да; «про­зрач­ная» сис­те­ма кон­тро­ля; соз­да­ние са­мо­обу­чаю­щей­ся ор­гани­за­ции; на­ли­чие ре­зер­ва управ­ленч. кад­ров; ди­на­мич­ное раз­ви­тие карь­е­ры; ис­поль­зо­ва­ние со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ме­то­дов управ­ле­ния; силь­ный и ком­пе­тент­ный сред­ний уро­вень управ­ле­ния.

Лит.: Ард­жи­рис К. Ор­га­ни­за­ци­он­ное нау­че­ние. М., 2004; Ис­то­рия ме­недж­мен­та. М., 2014.

Вернуться к началу